Образовательные услуги | Журнал "ТИАРА" | Дискуссионный клуб | Контакты





Rambler's Top100 Rambler's Top100
Вы находитесь здесь: Главная >> Журнал "ТИАРА" >> ТИАРА'2001 >> Литература как элемент технологии изменения общества


Литература как элемент технологии изменения общества Печать E-mail
ТИАРА'2001
Автор: Шиян А.А.   
27.12.2001 03:00

Шиян А.А.

Литература как элемент технологии изменения общества

Общество через свои социальные институты осуществляет трансляцию существующей системы культуры в следующие поколения (см., например, [1 ]).

Вместе с тем, ХХ век наглядно показал наличие чрезвычайно быстрых – “мгновенных” с исторической точки зрения – изменений. Налицо мощный канал управления обществом. Канал, наличие которого всегда ощущалось, особенно в России (“Поэт в России больше, чем поэт”!), - но никогда явно и особо не выделялось специалистами.

Этим каналом является литература. Конечно, не весь массив литературы, - а только та ее часть, которую можно назвать “футурологической”. Под этим термином мы хотим подчеркнуть, что существует такой класс художественной литературы, который по своей сути является скорее аналитической, нежели фантастической. И что именно литература этого типа всегда выполняла функцию подготовки нового поколения к его функционированию в условиях, отличающихся от существующих в обществе в данный текущий момент. В этот разряд всегда попадали произведения программного характера (в том числе - утопии и антиутопии, авторами которых в разные времена удосужились стать Аристотель, Свифт, Оуэн, Сен-Симон, Замятин, Оруэлл). Сегодня количество произведений, позиционируемых, как утопии и, особенно, как антиутопии стало много больше.

Рассмотрим в качестве примера литературу конца XIX - начала XX века. Жюль Верн во Франции, Герберт Уэллс в Великобритании- это наиболее известные ее представители. Они готовили молодое поколение к тому, что “вот-вот наступит”. В них читатель видит привычный, традиционный интерьер. Все “чудесное и необычное” - все это связано только с техническими инновациями. И если Жюль Верн сосредотачивает свое внимание именно на технической стороне, то Герберт Уэллс - на тех социальных изменениях, которые эта техническая инновация вызовет. В этом смысле они как бы “дополняют” друг друга.

В духе Герберта Уэллса писал и А.А. Малиновский-Богданов: его роман “Красная звезда” отрицательно настроил против него В. Ульянова-Ленина.

Начало ХХ века сделало традицией описывать – и, тем самым, знакомить - молодое поколение с будущим через призму научной фантастики. Подчеркнем: термин “научная” здесь играл принципиальную роль, - он подчеркивал то обстоятельство, что речь идет о прогнозе, имеющим достаточно высокую степень достоверности. Это приводило к тому, что у читателя формировались навыки в области технической аналитики и анализа социальных последствий внедрения технических инноваций.

Аналогичную роль, но только в области поведения человека, играла детективная литература. В ней рассматривались возможные сценарии поведения человека в весьма специфических условиях, и устанавливался блок социальных норм и правил. Кроме того, посредством этой литературы у читателей формировались навыки в области поведенческой, - то есть, определялась область социально допустимых и социально недопустимых сценариев поведения. И, естественно, - у читателя формировался навык аналитической работы в области обеспечения собственной безопасности, в области выявления и прогнозирования “возможных угроз”.

Мы можем проследить эту тенденцию в культуре европейских стран еще с древних времен, - однако это тема отдельного, литературоведческого исследования. Следует заметить, что кинематограф и телевидение отражали ту же тенденцию.

Прощай оружие?

Двадцатый век для этой традиции стал переломным - начиная с середины века акценты стали все сильнее смещаться в асоциальную область. Проверенная временем традиция стала работать "вразнос", появилась псевдо-футурологическая продукция, продуцирующая специфические поведенческие стереотипы либо за счет "замыкания потребителя на себя" - акцента на рассмотрении личности человека в его отрыве от социальной жизни (эротика и порно, личностные и личные проблемы, и т.п.), либо за счет формирования катастрофичного образа будущего (“Терминатор”, “Чужие”, “Звездные войны”).

Современная литература, литература начала XXI века, оказалась неспособной осуществлять задачу по управлению изменениями в обществе.

На первый взгляд кажется, что все обстоит как раз наоборот, что именно сегодня литература и видео наиболее эффективно работают над формированием у индивида образа будущего. Ведь очевидно, что именно это каналы оказывают наиболее мощное воздействие на человека. Но проблема в том, что эти каналы работают в направлении дезадаптации личности к существующим социально-культурным условиям и к социальным условиям ближайшего (10-15 лет) будущего.

Они не готовят человека к обществу “ближайшего будущего”. В результате столь интенсивного "обучения" молодое поколение приобретает специфический опыт, который не может ему пригодиться в повседневной жизни. Литература жанра “фэнтези”, отражающая мистические аспекты индивидуальности человека, детективы типа “Русских разборок”, фантастика зарубежных писателей, - все это хорошо и необходимо, - но только тогда, когда ими не вытеснен пласт той литературы, о которой было написано выше. Но именно такая литература сегодня полностью отсутствует на книжном рынке России (или Украины).

В результате - образуется вакуум в области представления молодежи о своем личном будущем, прерывается плавное движение общества, в обществе назревает срыв, скачок развития. Причем, направление скачка непредсказуемо. Причин тому - достаточно.
Вместо описания реалий будущего – читателю предлагается миф в чистом виде. Примеры: “Анастасия” Владимира Мегрэ, “Русская община”, “Дианетика”, и многое другое, включая книги Кара-Мурзы о манипулировании общественным сознанием. Миф есть в словах данная чудесная личностная история” [ 2 ].

Выводы

Это позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. Литература всегда являлась мощным каналом изменения общества. В ХХ веке, с началом широкого развития технологий, это воплотилось в жанры научной фантастики и детективный.
  2. К концу ХХ века развился кризис в той части литературы, которая готовит новое поколение к жизни в социально-культурных условиях, несколько отличающихся от существующих сегодня. Тем самым создались условия для скачкообразного изменения в культуре и организации общества.
  3. Современное общество “читающих стран” оказалось в крайне уязвимом состоянии. Сегодня контуры “ближайшего будущего” равно как и контуры “собственной судьбы” подрастающего поколения крайне размыты и не определены.
  4. Вместо этого у молодого поколения
    1. Разрушаются навыки аналитической работы – навыка анализа социальных процессов в своем “ближайшем окружении” и своем “личном будущем”
    2. Ослабляется способность различения реалистического и мифического описания будущего.
  5. Все это позволяет организовать внешнее управление обществом произвольно взятого “читающего” государства. В частности, оказываются возможными сценарии как разрушения общества, так и его реформирования и перевода к другим состояниям. В частности – осуществление “движения вспять” в культурно-социальном развитии.
  6. Подверженными такому управлению оказываются преимущественно страны индустриальные, которые мы называем “развитыми”. Что мы и видим сегодня как распространение сект преимущественно тоталитарного характера.
  7. Россия, Украина и ряд других стран СНГ получили возможность в кратчайшие сроки произвести перевод общества и культуры в качественно иное состояние, более соответствующее геополитическим задачам этих стран. Вместе с тем, при существующей в духовной сфере жизни общества ситуации, эти страны беззащитны перед попытками организовать в отношении их внешней информационной атаки, что вызвано отсутствием инициативы к изменению ситуации в области развития духовной сферы на государственном уровне и с государственной поддержкой.
  8. В России, Украине и ряде других стран сформировалась ситуация, чреватая потерей устойчивости в отношении социальных потрясений недалекого будущего. Эта угроза может быть реализована после ухода из активной социальной жизни “старого", реалистично мыслящего, поколения. С приходом к реальному управлению государством поколения, воспитанного на "новой литературе", наступит ситуация, когда “старая” схема управления уже не сможет “заставить подчиняться” население, что может привести эти страны на грань гражданской войны.

Подробно о возможных сценариях атак и мерах противодействия им будет написано в отдельной работе.

В заключение хочу отметить следующее. В 1999 году мною в Интернете был опубликован сценарий, в котором в качестве элемента управления разрушением общества США были использованы СМИ [3 ]. В 2001 году, 11 сентября, этот элемент моего сценария был осуществлен [4 ]. Предложенный мной комплекс мер по предотвращению подобных каналов воздействия на развитые страны не был реализован.

Сегодня я описываю новый класс каналов и технологий влияния на общество и культуру развитых стран и стран СНГ. Будет весьма прискорбно, если из всего блока моих предложений будут реализованы только “разрушающие” элементы.

Литература

  1. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. - 328с
  2. А.Ф. Лосев. Диалектика мифа.1930 г. – цитировано по сборнику его статей “Философия, мифология, культура”. - М.: Изд-во политической литературы, 1991. С. 169.
  3. Материалы представлены на сайте http://soctech.narod.ru .
  4. См. статьи П.Ю Конотопова и А.А. Шияна, опубликованные в ТИАРА в 2001 году.