Направления совершенствования современной модели СМИ
Образовательные услуги | Журнал "ТИАРА" | Дискуссионный клуб | Контакты





Rambler's Top100 Rambler's Top100
Вы находитесь здесь: Главная >> Журнал "ТИАРА" >> ТИАРА'2001 >> Направления совершенствования современной модели СМИ


Направления совершенствования современной модели СМИ Печать E-mail
ТИАРА'2001
Автор: Конотопов П.Ю., Шиян А.А.   
27.12.2001 03:00

Конотопов П.Ю.
Шиян А.А

Западная цивилизационная традиция, современная модель СМИ и направления ее совершенствования в интересах повышения устойчивости общества к деструктивным информационным акциям

 
В 1991 г. руководством Российской Федерации (РФ) был официально провозглашен переход к качественно иной парадигме общественного устройства - к демократической модели. В результате проведенных реформ РФ приобрела статус демократического государства с рыночной моделью экономики. Не рассматривая полный комплекс социальных последствий, инициированных этим решением, обратим внимание лишь на один аспект - аспект, связанный с функционированием института СМИ.

С позиций системного анализа модель социалистического общества с плановым механизмом регулирования экономики принципиально отличается от модели демократического общества с рыночным механизмом регулирования. Коренное отличие заключается в степени самостоятельности субъектов хозяйствования, их способности формулировать цели управления. На уровне структуры модели, описывающей процессы синтеза целей, эти различия проявляются следующим образом:

  • плановая модель регулирования наиболее гармонично может быть описана многослойной иерархической структурой, где от уровня слоя в иерархии зависит степень сложности рассматриваемых объектов и их способность к самоорганизации;
  • рыночная модель регулирования наиболее гармонично может быть описана многоэшелонной иерархической структурой, где от уровня к уровню иерархии потенциал самоорганизации относительно постоянен.

Этими причинами обусловлено возникновение принципиальных изменений в составе перечня угроз национальной безопасности. По существу произошло резкое снижения порога устойчивости общества к информационным воздействиям - как внешним, так и внутренним.

Поскольку основным условием устойчивого функционирования демократического общества является общность целей субъектов целеполагания, и поскольку их возможности в области материальной преобразующей деятельности неоднородны, постольку внутренняя конфликтность общества неизбежна. В результате этого возрастает роль процессов социализации целей управления, направленных на такую модификацию моделей мира самостоятельных субъектов целеполагания, которая бы обеспечила минимальную конфликтность целей, которые ими преследуются. Материальной основой процессов социализации целей является информационная инфраструктура общества, в состав которой входят многие компоненты - в том числе - средства массовой информации (СМИ).

Система отношений индивид - группа - государство и технологии информационного противоборства

 

Понимание этого привело к интенсивному развитию методологии информационного воздействия на общественные процессы. Исходным пунктом в становлении и развитии этой методологии стало определение варианта отношений в цепи индивид - группа - государство.

В принципе, в условиях демократии могут быть реализованы как коалиционный, так и конфронтационный варианты отношений. Однако рыночная модель регулирования экономики, регулярно вызывающая кризисы перепроизводства, закономерно привела к выбору конфронтационного варианта отношений, при котором интересы потребителя и производителя по существу противоположны. Потребитель продукции заинтересован в минимизации вложений в обеспечение некоторого уровня благосостояния и поддержании его стабильности (продукция должна быть качественной и долговечной). Производитель заинтересован в ускорении цикла утилизации продукции, с его точки зрения оптимальна модель потребления продукции одноразового применения - в этих условиях качество и долговечность продукции становится предметом конфронтации с конкурентами по отрасли, а обновление модельного ряда и технологические новации - предметом управления спросом и скрытой конфронтации с потребителем.

В результате этого появился обширный класс методов искусственного стимулирования спроса, ориентированных на неявную мотивацию потребителя к приобретению новой продукции. В области рекламы был выработан класс методик, способных управлять процессами синтеза целей, отчасти обобщивший подходы, ранее использовавшиеся религиозными институтами.

Дальнейшее развитие подобных методик привело к закономерному возникновению методологии ведения информационно-психологического противоборства (как компонента общей методологии информационного противоборства или информационных войн). С точки зрения теории военного искусства, нового вида войн не возникло - произошел лишь очередной технологический скачок, приведший к росту технологических возможностей в этой области, а также к расширению того круга лиц, которые способны осуществлять масштабные информационные операции, и круга лиц, способных подвергнуться их воздействию.

Террористические организации и технологии информационного противоборства

 

На современном этапе методология ведения информационного противоборства все шире применяется как легитимными субъектами управления, так и теми, чье участие в решении международных проблем и проблем внутригосударственного урегулирования противоречит законодательным актам. Террористические организации пытаются навязать обществу новую модель регулирования экономической и политической жизни, в которой информационное и физическое насилие над личностью становится основным методом управления обществом и его институтами.

События, инициированные террористическим актом 11.09.01, показали, что методология информационного противоборства освоена террористическими организациями в мере, достаточной для внесения масштабных и долговременных корректив в параметры процесса общественного развития не только одного государства, но и всего международного сообщества.

Налицо умение использовать манипуляционный потенциал эмоционально насыщенной информации, выстраивать художественную композицию, сценарий, создавать условия мотивации представителей СМИ к крайне невыгодному для стабильности общества способу освещения событий. По существу, деятельность СМИ в ходе освещения событий 11.09 оказалась фактором, усиливающим разрушительное воздействие террористических актов, СМИ были использованы в целях дестабилизации общества.

Организаторами террористических акций была спрогнозирована как реакция СМИ, так и реакция руководства США и иных стран, придерживающихся европейских цивилизационных ценностей на изменение общественной ситуации. При этом, собственно, изменение общественной ситуации было вызвано не самой акцией, а СМИ, чрезмерно эмоционально освещавшими события.

По существу, речь идет об умелом использовании западной системы цивилизационных ценностей, рассматривающей государство, как общественный договор свободных индивидов, провозглашающей концепцию примата индивидуальных свобод. Особенности этой модели, рассматривающей отношения индивид - группа - государства в контексте, мало отличающемся от контекста экономических отношений.

Отношения в системе государство - СМИ

 

В демократическом обществе СМИ обладают самостоятельным статусом - государство при использовании их в интересах социализации целей управления, как правило, не пользуется приоритетным статусом. Потенциально любой субъект целеполагания обладает равными с государством возможностями при использовании средств массовой информации.

В условиях, когда информационная инфраструктура общества не является собственностью государственных институтов, задача поддержания стабильности общества не может решаться исключительно силовыми ведомствами. Субъекты управления информационной инфраструктурой общества (в том числе - руководство и рядовые сотрудники СМИ) должны быть заинтересованы в повышении устойчивости общества по отношению к информационным угрозам.

С точки зрения обеспечения устойчивости общества по отношению к дестабилизирующим информационным акциям, к числу особенно значимых компонентов информационной инфраструктуры относятся СМИ. Наиболее существенными их функциями в этом плане являются:

  • - удовлетворение потребностей граждан в информационной и эмоциональной сфере;
  • - снижение социальной напряженности;
  • - социализация моделей социальной идентификации индивида;
  • - обеспечение условий гармоничного развития личности;
  • - обеспечение условий социальной адаптации граждан и иные.
  • По существу СМИ являются единственным негосударственным институтом, активно работающим в социальной сфере.

    Специфика современной модели СМИ

     

    В настоящее время наблюдается тенденция к все большей специализации СМИ. При этом специализация происходит не только по тематическому признаку, но и по степени оперативности реакции на изменение ситуации. Разделение на оперативные и неоперативные СМИ является давней традицией, но в современных условиях это разделение приобрело специфические черты.

    Современная модель оперативных СМИ ориентирована на подачу факта. В качестве основного преимущества этой модели рассматривается ее идеологическая нейтральность. Наиболее распространенным представлением о нейтральности является отсутствие аналитического сопровождения факта - сам факт не комментируется.

    Подобная модель полностью согласуется с рыночным механизмом функционирования СМИ и базируется на ряде приемов, обладающим побочным психологическим воздействием на потребителя новостей:

    1. придание мозаичности ряду новостей:
      • облегчает внедрение блоков рекламы;
      • создает ощущение спонтанности подбора новостей (случайность - гарантия истинности);
    2. изъятие аналитического сопровождения:
      • сокращение времени на подготовку сообщения за счет отказа от предварительной аналитической обработки;
      • формирование иллюзии потока событий (при повторном воспроизведении сообщений, они сохраняют внешние атрибуты новостей);
    3. констатация факта вне контекста:
      • упрощение процесса верстки выпуска (не требует формирования целостной композиции);
      • стимулирует ложную познавательную активность потребителя сообщений (поиск аргументации в рамках выпуска или издания);
    4. выделение аналитических сообщений в отдельный блок или выпуск:
      • расширение аудитории за счет привлечения потребителей новостей, не имеющих мотивации для изучения аргументов;
      • изъятие логики анализа/интерпретации ориентирует на эмоциональное восприятие новостей;
    5. акцент на передаче частных подробностей:
      • сохранение темпа подачи материала при обеднении потока новостей;
      • создание эффекта погружения в ситуацию, эмоциональная синхронизация.

    Все эти приемы призваны обеспечить данному конкретному СМИ высокий потребительский рейтинг, а, значит, и коммерческую привлекательность.

    Развернутая аргументация высказываемых в информационном сообщении тезисов перестала быть неотъемлемой компонентой сообщения. Воспроизводя мнение того или иного первоисточника, СМИ не воспроизводят оригинальной аргументации, усекают ее. В результате суждения как аналитического, так и прогностического характера обращаются в факт высказывания субъектом X фразы Y. В конечном счете, подобным образом обработанные аналитические суждения теряют рациональную компоненту, приобретая преимущественно эмоциональную окраску.

    По умолчанию предполагается, что потребитель обладает достаточным интеллектуальным потенциалом для того, чтобы самостоятельно дать оценку тем или иным фактам. Это допущение позволяет:

  • обосновать допустимость использование неполной или недостоверной аргументации;
  • отложить аналитическое осмысление на более поздний период, создать особый стиль, собрать специальную аудиторию, секционировать рынок услуг.
  • Таким образом, положительный эффект от подобного разделения СМИ на оперативные (идеологически нейтральные) и неоперативные (идеологически ангажированные или полемические) проявляется преимущественно в коммерческой сфере. По существу же, речь идет о разделении СМИ на оперативные - массовые и аналитические - элитарные СМИ. Происходит искусственное информационное расслоение общества. При этом массовый потребитель СМИ ориентируется преимущественно на эмоциональное восприятие новостей, а элита - на логический. Типы управляющей информации для этих групп общества различны и их восприятие одинаковых управленческих решений в общем случае также неодинаковы.

    Иными словами, данная модель, не гарантирует нейтральности при освещении событий, так как не предлагает реальных механизмов, гарантирующих нейтральность. Подбор новостийного ряда, выделение "релевантных" фрагментов из интервью и т.п. операции осуществляются не спонтанно. То есть, эта модель, рассматриваемая вне механизмов обеспечения нейтральности, является спекулятивной. Декларируя свою нейтральность, СМИ, при этом не обязуются нивелировать источниковую базу, новостийный ряд, стилистические особенности подачи фактов, так как это лишает смысла существование альтернативных СМИ. Подобная модель лишь имитирует нейтральность и переориентирует потребителя на преимущественно эмоциональное восприятие сообщений.

    В настоящее время возникла тенденция к разделению СМИ на два относительно самостоятельных компонента:

    • подсистему сбора информации (рейтинговые, информационные агентства, производящие "ленты новостей");
    • подсистему доведения информации (собственно, СМИ).

    При такой постановке работы сами СМИ становятся потребителями новостей, поступающих от информационных и рейтинговых агентств, способных применить в отношении СМИ прием навязывания повестки дня. Так, например, частный ТВ канал "Аль-Джезира" приобрел статус эксклюзивного поставщика информации от руководства организации "Талибан", и существенно повлиял на формирование повестки дня ведущих мировых информационных агентств и, как следствие, СМИ. По существу, в настоящее время происходит становление нового информационного агентства, имеющего возможность стать монополистом при освещении событий, спровоцированных экстремистами. Информация этого канала в глазах потребителя приобретает статус, более высокий, чем информация, добываемая корреспондентским корпусом других СМИ.

    Предпосылки изменения отношений в системе государство - СМИ

     

    В первые же дни после террористической атаки представители государственных институтов США официально заявляли, что они будут прибегать к тактике дезинформации. Рядом ведомств были предприняты усилия по реорганизации собственных информационных ресурсов, размещенных для массового потребления в сети Internet, что мотивировалось возможностью использования этой информации в интересах террористических акций.

    Недостатки этой модели сегодня столь очевидны, что в ряде стран, в том числе - в США, руководством СМИ рассматриваются варианты введения "самоцензуры". Например, информационное агентство Reuters при освещении событий 11.09 старалось избегать употребления эмоционально насыщенных терминов, используя подстановочные термины с меньшей эмоциональностью. Ведущими научными центрами разрабатываются и совершенствуются специализированные программные комплексы, ориентированные на проведение автоматизированного контент-анализа сообщений.

    Явно появилось противоречие между современной моделью СМИ с одной стороны и требованиями устойчивости общества и безопасности государства - с другой. Разрешение этого противоречия возможно лишь при внесении корректив в модель функционирования СМИ.

    В демократическом обществе СМИ играют роль системы управления потоками информации. Выбор информации - новостийного ряда - определяется журналистом и делается им на основании имеющейся у него модели мира. То есть, на основании достаточно общей совокупности его представлений о природе и закономерностях протекания общественных процессов, основанной на его личном социальном опыте. Вследствие этого журналист играет роль "информационного фильтра", параметры которого определяются системой взглядов на мир, как правило, не декларируемой им.

    Это ставит перед потребителем сообщений СМИ задачу идентификации параметров модели мира источника сообщения. Решение подобной задачи не всегда по силам потребителю (это может быть вызвано отсутствием опыта общения с носителями подобной системы взглядов на мир, отсутствием специальных знаний в предметной области и иными). Однако без решения этой задачи сообщение не может быть интерпретировано, а аргументация логически проверена.

    Таким образом, именно личность журналиста, уровень и характер общенаучной и методологической подготовки, психологическое состояние журналиста в момент формирования сообщения или компоновки блока новостей оказывается тем фактором, который определяет успех или неудачу попыток манипулирования обществом.

    Казалось бы, государство, устанавливая специальный режим налогообложения для средств массовой информации, и, предоставляя специфический статус журналиста тем или иным лицам, в праве предъявлять повышенные требования к журналистским кадрам и качеству создаваемой ими информационной продукции. Однако, подобные требования со стороны государства могут быть расценены как посягательство на конституционные свободы граждан.

    Направления совершенствования модели СМИ

     

    С другой стороны, государство, как общественный институт, заинтересованный в обеспечении стабильности общества в состоянии выработать комплекс мер, нацеленных на обеспечение информационно-психологической безопасности граждан. Задачей в этой области является нейтрализация воздействия сценариев дестабилизирующих акций. Подобные задачи на различных этапах существования общества решались различными путями.

    Наиболее традиционным решением является введение цензуры, применение мер информационной изоляции общества и принудительной физической изоляции в отношении представителей СМИ. Подобное решение вступает в противоречие с демократическими принципами, кроме того, введение государственной цензуры вызовет снижение темпов обращения информации, что способно привести к потере конкурентоспособности отечественных СМИ и их вытеснению зарубежными (что при наличии глобальных информационных сетей достаточно легко реализуемо). Подобное положение не является неприемлемым с точки зрения решения задачи обеспечения национальной безопасности.

    В качестве направления работы по выработке модели СМИ, одновременно обеспечивающей реализацию конституционных свобод и защиту граждан от субъективизма и некомпетентности при освещении тех или иных событий может введение системы мер стимулирования СМИ в сочетании с совершенствованием инструментария информационной работы сотрудников СМИ. В число мер могли бы войти:

    • совершенствование системы классификации информационной продукции, подпадающей под категорию СМИ;
    • разработка и введение системы квалификационных требований к СМИ для отнесения к той или иной категории;
    • разработка и введение процедур аттестования СМИ на присвоение категории;
    • государственное стимулирование «аналитических» СМИ;
    • введение системы аттестации и публикации рейтингов СМИ;
    • совершенствование системы подготовки кадров;
    • разработка технологий и средств психологической защиты сотрудников СМИ, в интересах профессиональной деятельности осуществляющих анализ потоков сообщений информационных агентств.

    В число мер по совершенствованию инструментария сотрудников СМИ могли бы войти меры по созданию средств автоматизированного анализа и предобработки сообщений:

    • автоматизированные средства контент-анализа сообщений;
    • средства прогнозирования эмоционального воздействия блока новостей;
    • системы предварительной аттестации входящих сообщений;
    • системы семантического сжатия сообщений и приведения их к формализованному виду;
    • средства анализа и распознавания деструктивных стратегий;
    • средства логического анализа полноты аргументации.

     

    Как видно из приведенных перечней подобная система организационных мер должна сопровождаться комплексной технологической реорганизацией функционирования СМИ. С одной стороны, введение перечисленных мероприятий сделает осознанным и обоснованным как подбор аргументации, так и выбор степени и направленности эмоциональной окраски сообщений. С другой же стороны это упростит для потребителя задачу идентификации системы целей и специфики модели мира источника сообщений, что также будет способствовать осознанному выбору тех или иных изданий.

    В технологическом плане государство заинтересовано в создании в создании эталона интегральной, универсальной модели мира, используемой для анализа сообщений: их логической целостности и эмоциональной насыщенности. Модели общей, но достаточно детализированной для решения задач согласования лексики, трансляции концептов. С ее помощью становится возможной привязка к единой одноуровневой сети совокупности терминов понятийно-терминологических пирамид, возникающих вследствие возникновения отраслевых лексиконов или же лексиконов, специфика которых обусловлена культурологическими особенностями носителя. Такая модель мира будет представлять собой достаточно мощный и универсальный иерархически упорядоченный язык, с помощью которого может быть осуществлен переход от сообщений к сценариям и далее - к концептуальным моделям мира (в том числе, построенным в базисе специальных формальных систем научных теорий) и обратно.

    В результате приходим к необходимости организации специальным образом сформированной системы обучения журналистов и работников СМИ некоей системе моделей мира, понимая под этим совокупность общей теории и систем корректного перехода от одного узко-специального (профессионального) языка к другому. Главной особенностью этой "общей теории" и системы "языков-переводчиков" является то, что их можно проверять - апробировать на разных родах деятельности, в разных интерьерах и контекстах.

    Внедрение подобной теории (системы моделей, транслируемых к терминам естественных языков) реализованной в виде специализированного программного обеспечения позволит реализовать переход потребителя этой "теории" (работника СМИ) к иному типу восприятия реальности, явленной в сообщениях, - не метафорическому, а терминологическому. То есть - четко выделяя границы применимости тех или иных описаний и моделей мира, а также, располагая возможностью предсказать влияние на общество того или иного события, явления - или способа подачи информации о них.