Образовательные услуги | Журнал "ТИАРА" | Дискуссионный клуб | Контакты





Rambler's Top100 Rambler's Top100
Вы находитесь здесь: Главная >> Журнал "ТИАРА" >> ТИАРА'2010 >> Цикл статей «Применение методов системного моделирования в педагогической деятельности»


Цикл статей «Применение методов системного моделирования в педагогической деятельности» Печать E-mail
ТИАРА'2010
Автор: Куликова Н.В.   
15.02.2010 01:02

Куликова Н.В.

Цикл статей «Применение методов системного моделирования в педагогической деятельности»

Данной статьей мы начинаем цикл статей, посвященных применению методов системного моделирования (и вообще – инструментария различных системных подходов) для решения задачи информационно-аналитического и модельного обеспечения в области педагогики.

Статья 1. Методологические проблемы педагогической науки и пути их решения

Прежде, чем начать разговор о применении методов  системного моделирования в педагогической деятельности, необходимо обратиться к современным представлениям о педагогике и к тому, какие методологические проблемы, стоящие перед педагогикой в данный переходный период, уже осознаны и сформулированы ее передовыми представителями.

Педагогика сегодня определяется и как область знания (наука) и область деятельности (практика), объектом изучения и воздействия которой является один из самых сложных продуктов эволюции земной природы - Человек. В широком смысле понятие педагогика представляет собой «совокупность явлений, относящихся к области воспитания и образования»[1]. Однако, чтобы более глубоко описать сущность и назначение данной системы, необходимо обратиться к общепринятым на сегодня толкованиям понятия «педагогика», данным в философском и педагогическом словарях[2]: «Педагогика (греч. paidagogike) - наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. П. - искусство обучения и формирования индивидов. Принцип всякой П. – не только передавать знания, но формировать полноценных людей.».

Наиболее, пожалуй, детальное толкование понятию педагогика представлено С.Б. Савеловой[3]: «Педагогика, это наука, объектом изучения которой является образование как особая область социокультурной действительности. Относительно этого объекта П. создает один или несколько научных предметов. П. - научная дисциплина, обеспечивающая средствами и знаниями те процессы и институты в обществе, которые задают преемственность поколений и воспроизводство самого общества как в имеющихся формах его существования, так и в новых, определяющих его развитие. По своей сути П. - это практическая философия. [] П. не есть некое специфическое знание учителя или педагога. Ее предмет - изучение содержания и особенность протекания базовых образовательных процессов. []Всякая педагогическая система - даже там, где она выдает себя сама за чисто эмпирическую науку, - есть приложение к жизни философских воззрений ее автора. История образования фиксирует, что новые педагогические системы создавались и вводились философами-профессионалами (Я.А. Коменский, Дьюи), а история П. есть отражение истории философии (Платон, Локк, Руссо, Спенсер, Песталоцци, Кант и др.). Гессен отмечает, что даже самые частные и конкретные вопросы П. возводятся в последних своих основах к чисто философским проблемам, и что борьба различных педагогических течений между собой есть только отражение более глубоких философских противоположностей. Такое понимание (вслед за Наторпом) позволяет ему назвать П. прикладной философией, т.е. наукой, основанной на знании основ бытия. [] Исследования показывают, что на протяжении последних лет в разных странах мира нетрадиционным для педагогов является построение обучения в контексте непрерывного образования, курс на создание для учащегося возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе, не просто «усваивать» предлагаемый учителем (программой, учеником) материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. По сути речь идет о смене парадигмальных оснований образования: ведущим в деятельности педагога становится реализация деятельностного подхода. В современных условиях педагог - это не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится; не тот, кто учит ребенка жить, транслируя нравственные нормы (поучает), а тот, кто чувствует жизнь ребенка как свою и тактично помогает его внутреннему, душевному росту, кто растет сам, развивая окружение детей, способствуя укреплению сообщества детей и взрослых. [] В настоящее время в педагогической литературе актуальными называются деятельностная П., П. развития, приходящие на смену П. воспроизводства и трансляции культуры.

Построение науки П. - одна из основных задач нашего времени, [] поэтому, строя педагогическую науку, необходимо учитывать общефилософские и специальные - социологические, логические, психологические и т.п. - знания о процессах образования. П. выступает как комплексная наука, которая должна, с одной стороны, объединить, а с другой стороны, снять в себе знания и методы всех указанных наук - и социологии, и логики, и психологии, - поскольку они касаются процессов обучения и воспитания. Это - важнейшая принципиальная установка, определяющая подход к построению науки педагогики. Построение П. как сложной комплексной науки невозможно без объединения и кооперации усилий представителей разных наук, использующих различные научные языки, различные методы и по-разному представляющих себе общий для них объект. Здесь, следовательно, чтобы организовать совместную работу, нужен какой-то специальный метаязык и специальное, обобщающее все точки зрения видение объекта изучения. Обычно средства такого рода вырабатываются в методологии. Таким образом, П. и систему образования необходимо понимать как такие средства общества, с помощью которых оно определяет свое будущее и управляет, если может, самим собой. [] Еще более существенным является то, что от качества системы образования, от уровня и интенсивности обучения и воспитания во многом зависит будущее любого социума, его судьба»[4].

Итак, отметим со своей стороны, что педагогика (как область деятельности) включает в себя, как минимум четыре типа деятельности: научная, методическая (технологическая), образовательная и воспитательная. Естественно, что в зависимости от способов и форм воздействия на объект (человека), каждый из этих видов будет использовать инструменты практически из всех научно-прикладных областей и сфер т.н. «человековедческих» знаний. Также отметим, что в основе каждой деятельности всегда лежит методология, которая, в свою очередь, опирается на ту или иную научную парадигму и научный подход (или совокупность подходов)[5].

Таким образом, развитие педагогики как деятельности должно происходить путем совершенствования ее методологических основ, что  в настоящее время возможно только при условии решения проблемы создания специального метаязыка для описания тех феноменов, которые составляют содержание ее предметной области. При этом, педагогика, преследующая цель формирования личности по тому или иному эталону и с теми или иными заданными характеристиками и свойствами, должна строится не по методу «натурного эксперимента» на обучаемых с последующей констатацией результатов (часто имеющих негативный характер), а на основе строгих процедур моделирования, позволяющих придать модели четкость, измеримость, технологичность и прогнозируемость.

О необходимости применения методов системного моделирования в последнее время пишут многие исследователи, работающие над вопросами совершенствования методологии педагогики. Среди таких работ следует отметить статьи А.Н. Дахина («Моделирование в педагогике. Попытка осмысления», 2007) и В.М.Монахова  Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований», 2001).

Дахин А.Н. пишет: «…начнем с самого понятия «модель», которое используется во многих (а возможно, и во всех) областях науки. Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. [] У педагогического моделирования есть «термин-партнер», часто сопровождающий его в научных текстах, – проектирование. Проектирование направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений (в отличие от моделирования, которое может распространяться и на прошлый опыт с целью его более глубокого осмысления). Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (функциональные узлы, объединяющие совокупность элементов, например, образовательной системы). [] В теории педагогического проектирования выделяют прогностическую модель для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей; концептуальную модель, основанную на информационной базе данных и программе действий; инструментальную модель, с помощью которой можно подготовить средства исполнения и обучить преподавателей работе с педагогическими инструментами; модель мониторинга – для создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов; рефлексивную модель, которая создается для выработки решений в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций.

В.М.Монахов[6] определяет четыре возможных результата педагогического проектирования: 1) педагогическая система; 2) система управления образованием; 3) система методического обеспечения; 4) проект образовательного процесса. На первом этапе проектирования особенно важна экспертиза по следующим направлениям: замысел проекта; процесс его реализации; ожидаемые результаты; перспективы развития и распространения проекта. И отмечает, что «сопоставление терминов «моделирование» и «проектирование» приводит к их взаимному смысловому «вложению», т.е. проект как система является подсистемой модели, и наоборот, само проектирование может состоять из более мелких моделей. Проектирование предполагает создание частных моделей, моделирование, в свою очередь, состоит из совокупности элементов, в том числе включает теорию проектирования». Ниже представлена структурная схема логической взаимосвязи моделирования и проектирования (по Монахову), из которой видно их взаимопроникновение (таб.1).

Естественно, что разработка любой модели, имеющей прикладной характер (например, теоретической модели, использующейся в качестве базовой методологической основы для разработки педагогических проектов), должна опираться на теоретическую модель более высокой степени общности, для чего необходимо использовать аппарат формализации той научной методологии, которая позволяет решить данную задачу. В рамках педагогической науки активно развиваются методы разработки педагогических технологий воспитания и обучения[7], но методологии разработки педагогических моделей, основанной на применении системного подхода, пока не существует, поэтому, на данном этапе разработки педагогической модели необходимо осуществить подбор подходов и методов из сопряженных дисциплин, пригодных для решения задач моделирования.

Следует отметить, что все существующие подходы к моделированию в педагогической сфере ограничены вербальным описанием моделей и не предлагают соответствующего формального аппарата, отсюда педагогические модели содержательны, но не имеют формальных признаков и критериев оценивания. Фактически элементная база существующих педагогических моделей имеет описательный характер и содержит эксплицитные определения, которые даются по перечислению тех или иных феноменов, а для корректного описания процесса воспитания, рассматриваемого как система, необходимо дать имплицитное определение, которое исходит из свойств и ставит четкие критерии, позволяющие по факту сконфигурировать технологию воспитания под заданные цели. Например, разработка педагогической модели по воспитанию гражданственности относится к разряду междисциплинарных задач, требующих интеграции подходов широкого спектра научных дисциплин (философии, психологии, социологии, педагогики, системологии), а также – соблюдения принципа преемственности принципам выбранной нами психолого-педагогической научной школе.

Прежде всего, для осуществления аргументированного выбора в пользу той или иной педагогической модели, используемой в качестве базовой для решения задач настоящего исследования, необходимо обеспечить их сравнимость, в том числе – по формальным критериям. Необходимо отметить, что здесь существует серьезная методологическая проблема, которую педагогической науке, на сегодняшнем этапе ее развития, необходимо преодолеть, и это проблема «метаязыка». В качестве метаязыка для педагогической науки (воспринимаемой в том числе, как «прикладная философия») таким языком может и должен являться только язык из области системологии, позволяющий перевести описание объектов и процессов в другую плоскость семантики и на другой, более высокий уровень абстракции, уровень концептуальных обобщений.

Попытки сравнения неформализованных описаний тех или иных педагогических моделей[8] приводят, как правило к получению совокупности субъективных экспертных оценок, которые не могут быть объективированы иным путем, нежели чем организация представительной выборки экспертов, которая априори будет неполна в силу того, что проведение таких исследований потребует значительных ресурсных затрат. Кроме того, мы не можем сформировать представительную выборку экспертов, не определив критериев их отбора. Таким образом, мы не имеем ни объективных критериев отбора экспертов, ни объективных критериев сопоставления тех или иных моделей.

Отсюда задача состоит в том, чтобы сформировать более четкие описательные модели, начиная с концептуальной модели образовательно-воспитательного процесса и заканчивая прикладными педагогическими моделями воспитания тех необходимых качеств, актуальных свойств и способностей личности, которые востребованы социумом в данный исторический период, для данной общественно-государственной системы и в условиях конкретной социально-политической и социально-экономической ситуации. Только в этом случае научная методология начнет работать, обеспечивая область педагогической практики адаптивными моделями, адекватными объекту с учетом социальных изменений, и пригодными для разработки прикладных педагогических технологий. Эта задача относится к разряду актуальных сегодня практически для гуманитарных областей знания задач: разработки структурированных (сопоставимых по набору зафиксированных признаков и по набору сформулированных на их базисе критериев), теоретических концептуальных моделей.

На сегодня, к сожалению, ни одна научная школа педагогики не предлагает подходов, методов и теоретических (признаковых) моделей для решения задачи сопоставления и разработки прикладных моделей с предсказуемыми педагогическими, психологическими, социальными результатами, а также - с предсказуемыми результатами экспертной оценки. В рамках системно-эталонного подхода[9] в настоящее время разработан ряд системных моделей и методов, позволяющих решать задачи концептуального моделирования практически в любой предметной области гуманитарных наук, включая и педагогику.

Продолжение следует


[1] Общее определение понятие «педагогика» Источник – Интернет-сайт «Мир словарей». http://mirslovarei.com/content_fil/PEDAGOGIKA-19119.html;

[2] Педагогический словарь. http://www.inter-pedagogika.ru; Мир словарей. Философский словарь. http://mirslovarei.com;

[3] С.Б. Савелова. Педагогика. http://mirslovarei.com/content_fil/PEDAGOGIKA-13766.html

[4] В целях детального понимания сущности и содержания педагогической деятельности, а также – сути и причин методологических проблем педагогики в настоящее время, мы посчитали целесообразным привести значительные выдержки из определения С.Б. Савеловой понятия «педагогика».

[5] Куликова Н.В. «Субъектно-субъектные отношения и модельные миры». Материалы конференции «На пути к постнеклассическим концепциям управления» , Институт философии РАН. 16.11.2005 г.

[6] Монахов В.М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. -2001. - №5. - С.75–89.

[7] Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

[8]  В том числе – педагогических моделей, представленных выше, в § 1.3.1

[9] Конотопов П.Ю. Куликова Н.В. Основы информационно-аналитической деятельности и модельного обеспечения процессов управления (системно-эталонный подход).Учебно-методическое пособие. Коллегия аналитиков. -М:, 2005.