Информационное общество и информационное регулирование спроса
Образовательные услуги | Журнал "ТИАРА" | Дискуссионный клуб | Контакты





Rambler's Top100 Rambler's Top100
Вы находитесь здесь: Главная >> Журнал "ТИАРА" >> ТИАРА'2006 >> Информационное общество и информационное регулирование спроса


Информационное общество и информационное регулирование спроса Печать E-mail
ТИАРА'2006
Автор: Конотопов П.Ю.   
06.10.2006 23:48

Конотопов П.Ю.

Информационное общество и информационное регулирование спроса

Снижение темпов экономического роста в США началось задолго до событий 11 сентября 2001 г. - еще в конце 2000 г. Уже тогда стал хорошо заметен контраст между высокими темпами роста в сфере высоких технологий и традиционно низкими в базовых сферах производства.

Подобный перекос в условиях рынка означает, что:
  • изменилась структура потребления;
  • предстоит технологическое перевооружение базовых сфер производства;
  • возрастает уязвимость экономики по отношению к проникновению на рынок дешевой зарубежной продукции и рабочей силы;
  • грядут серьезные изменения структуры рынка труда (последствия - безработица и т.п.).
Характерно, что внешне все выглядит благополучно и даже вселяет надежды на то, что человечество действительно вступает в эпоху информационного общества: государство торгует не материальными ресурсами, а высокими технологиями, то есть - информацией. Темпы производства информации можно наращивать с минимальным привлечением дополнительных ресурсов. Создаются условия, когда интеллектуальное производство действительно становится отраслью, обеспечивающей высочайшую экономию ресурсов всех видов. Однако, что происходит с потреблением продукции базисных отраслей?

Здесь ситуация уже иная - развитие высоких технологий изменяет структуру потребления продукции базовых отраслей и инвестиционный климат (предпочтение отдается проектам в сфере высоких технологий). Базовые отрасли промышленности (машиностроение, добыча полезных ископаемых и т.п.) традиционно являются основными заказчиками на рынке труда. Выведя промышленное производство на уровень, обеспечивающий высокое качество, надежность и долговечность продукции, производитель в условиях рыночной экономики не может остановить или замедлить движение конвейера, единожды накормив и удовольствовав всех. Простой ведет к утрате положения на рынке, снижению ценности торговой марки, потере инвестиционной привлекательности, а также к развалу в социальной сфере и иным плачевным последствиям. Задача обновления модельного ряда становится своеобразным проклятием производителя.

Выход из подобной ситуации довольно очевиден - требуется вмешательство в механизмы формирования спроса (то есть - целеполагания!). Если не вдаваться в подробности, то можно утверждать, что способов вмешательства в механизмы формирования спроса всего два - индустриальный и информационный.

Индустриальный (традиционный) подход ориентирован на управление потребительскими свойствами продукции (!).

Информационный же - ориентирован на управление критериями оценивания качества (!).

Особенностью любых методов вмешательства в механизмы целеполагания является то, что постепенно накапливающееся расхождение между реальностью (с рациональными критериями значимости) и мыслимым миром индивида, сформированным под влиянием вмешательства, рано или поздно приводит к возникновению учащающихся конфликтов с реальностью. Особенно часто такие конфликты возникают в периоды серьезных общественных потрясений (события 11 сентября 2001 г. - являли яркий пример такого потрясения). Под действием мощного стресса дезадаптации критерии оценивания качества претерпевают серьезные изменения, что выражается в снижении спроса на ту продукцию, потребительская ценность которой была искусственно преувеличена, снижается мотивация к потреблению "товаров престижа" - начинается "обратный ход маятника".

Экономика плавно снижает обороты. Правительство принимает экстренные меры (урезает налоги, планирует упростить регистрацию новых предприятий в надежде на пробуждение инициативы населения), но снижение налогов не может столкнуть двигатель экономики (базисные отрасли) с мертвой точки - тяжеловесам требуются тяжеловесные заказы. А пока - сколько ни урезай налоги - там, где останавливается крупное промышленное производство, не зародится и не выживет никакое малое.

Похоже, что руководство базисных отраслей промышленности США осознало опасность столь серьезного отставания по темпам роста от информационной индустрии, а главное - обнаружили, что дивиденды от внедрения новейших информационных технологий на производстве начали снижаться… Оказалось, что, начался процесс перекачивания средств из базисных отраслей в информационные. А это уже чревато серьезными последствиями в социальной сфере, что и не замедлило проявиться. В результате промышленные гиганты снизили темпы обновления информационной инфраструктуры, перейдя в режим более рациональной эксплуатации имеющегося парка информационных технологий. Как следствие, вселявший надежды на быстрое восстановление прирост, который наблюдался в сфере высоких технологий, оказался не столь высок, как ожидалось в декабре. Январская динамика экономических показателей деятельности таких фирм, как IBM и Intel разочаровали многих биржевиков.

Начиная с октября, биржевые сводки все чаще начинаются со слов вроде: "в ожидании опубликования индекса безработицы биржевая активность замерла" - социальная сфера довольно неожиданно напомнила о себе. Оказалось, что баланс очень хрупок, что того и гляди, потребуется серьезно наращивать социальные отчисления - в противном случае терроризм станет явлением социально оправданным даже в США, а не только в странах с запредельно низким уровнем жизни.

Вот и получается, что информационное общество - это очередной, хотя, и весьма заманчивый, миф, поскольку в нем базисные отрасли вынуждены будут одновременно и компенсировать перекосы в социальной сфере, образующиеся в результате роста автоматизации, и оплачивать дальнейшую автоматизацию.

Получается, как в мультфильме про Крокодила Гену: "Давай, Гена, я понесу чемоданы, а ты понесешь меня?".