Образовательные услуги | Журнал "ТИАРА" | Дискуссионный клуб | Контакты





Rambler's Top100 Rambler's Top100
Вы находитесь здесь: Главная >> Журнал "ТИАРА" >> ТИАРА'2006 >> Незримые угрозы информационно-аналитической работы


Незримые угрозы информационно-аналитической работы Печать E-mail
ТИАРА'2006
Автор: Конотопов П.Ю., Куликова Н.В.   
06.10.2008 23:44
Конотопов П.Ю., Куликова Н.В.

Незримые угрозы информационно-аналитической работы

В большинстве случаев активная профессиональная деятельность способствует росту профессиональной квалификации, выработке специфических навыков, облегчающих исполнение служебных обязанностей. Однако для ряда профессий это не так. В число этих профессий входят т.н. «профессионально вредные» профессии, связанные с накоплением эффектов негативного характера.

В химической, металлургической и ряде других отраслей в организме работника, непосредственно контактирующего с химическими реагентами, компонентами топлива и т.п. происходит их постепенное накопление, нередко приводящее к возникновению профессиональных заболеваний. Работа в зашумленных и загазованных помещениях, длительные вибрационные и температурные нагрузки – все они так или иначе способствуют возникновению функциональных, физиологических и органических изменений патологического характера.


В то же время, интенсивные информационные нагрузки почему-то не принято связывать с рисками для здоровья. Только в последние годы заговорили о стрессах информационной этиологии и психических расстройствах, возникающих на почве информационных перегрузок. Однако этим перечнем опасности профессиональной информационной и информационно-аналитической работы не исчерпываются.

Странно, но факт: профессиональная ИАР сплошь и рядом приводит к снижению интеллектуального и творческого потенциала, эффективность профессиональной деятельности падает. Ожидаемого роста профессиональной квалификации не происходит, несмотря на развитие профессиональной эрудиции, накопление опыта и знаний.

Происходит профессиональная деформация личности, стереотипизация мышления, накапливается специфическая усталость, аналитик утрачивает навыки преобразования и интерпретации информации. Адекватность восприятия, оперативность обработки и объективность выводов снижаются вследствие неспособности отграничить текущую задачу от множества ранее решавшихся, существующих в настоящее время, и, прежде всего – на уровне разделения первичных информационных массивов. Накопленные знания, факты начинают непрошено вторгаться в сознание аналитика, искажая реальную информационную ситуацию.

По сути, мы имеем дело со специфическим видом инвалидности, характерным для людей, занятых интенсивной переработкой информации. Мы даже не подозреваем, как много "инвалидов умственного труда" живут с нами рядом, едут с нами в одном вагоне метро, работают с нами на одной работе и даже занимают ответственные посты. Более того, мы не задумываемся над тем, сколь высок риск и нам попасть в эту категорию.

Диагноз: "инвалид умственного труда"

Информационно-аналитическая работа в этом отношении представляет собой наиболее рискованный вид профессиональной деятельности. Работа в условиях высокой априорной неопределенности в отношении объектов исследования формирует особую информационную среду. Аналитик в подавляющем большинстве случаев вынужден перерабатывать сведения, поступающие из непроверенных источников, зачастую противоречивых, малоинформативных, цели и ценности которых неизвестны или находятся в явном противоречии с системой целей и ценностей аналитика.

В ходе ИАР мощнейшие нагрузки падают на все компоненты информационной системы, именуемой человеком. С течением времени в этой информационной системе накапливается некоторая сумма изменений, обычно не отмечаемых аналитиком. Эти изменения зачастую говорят о серьезных психических нарушениях и деформации сознания.

Подойдя к возрасту 30-40 лет, мы легко прощаем себе такие (эпизодически проявляющиеся) отклонения как заговаривание, зацикливание, забывчивость, раздражительность и пр., списывая все это на внешние причины.

Мы все еще смеемся над «ляпами» и «перлами» начальников, политиков, над чудачествами профессоров, над безудержными фантазиями прожектеров, но не хотим признать того, что наша собственная «крыша» с тихим шуршанием «съезжает набекрень».

Мы добились успехов в бизнесе, в науке, к нашему авторитетному мнению начали прислушиваться, нас признали крупными специалистами в своей отрасли деятельности, но мы, как правило, все столь же невежественны в вопросах, касающихся правил эксплуатации того тончайшего инструмента, который помог нам стать тем, что мы есть.

Медицина знает массу случаев, когда человек, получив ранение в голову, впоследствии, остается вполне дееспособным. Иногда люди по многу лет носят в своем мозге осколки снарядов, строительные гвозди и другие инородные предметы, или имеют органические и возрастные поражения мозга типа опухолей, атеросклероза сосудов и т.д. Но при этом их память работает нормально, а мышление достаточно рационально, логично и адекватно. Лишь потом патологоанатомы с удивлением обнаруживают, что думать-то такому человеку по существу было нечем.

Так, например, было, когда академик Збарский вскрывал мозг Ленина, так было и во множестве других случаев, являющихся предметом медицинской статистики, но по разным причинам не ставших достоянием гласности. В одних случаях физиологические нарушения не получают шанса проявить себя, в других - неожиданно вторгаются в жизнь их носителя, его ближних и окружающих.

Чем активнее человек использует свой мыслительный аппарат, тем более он подвержен этим рискам. Те, кто интересовался судьбами признанных философов, ученых и государственных деятелей, знают, сколь многие из них (особенно в последние годы жизни) столкнулись с серьезными психическими расстройствами. Здесь и Ницше, и Кьеркегор, и ряд других. Инсульты, шизофрения, паранойя, болезнь Альцгеймера, старческая деменция и прочие заболевания мозга и психики преследуют интеллектуальную элиту на протяжении многих веков.

Свет в конце туннеля?

В то же время, среди известных медиков и психологов мы часто находим примеры поразительного интеллектуального и творческого долголетия. Например, известный хирург Амосов, физиолог Павлов, Анохин, Ломов, Выготский и др. Эти люди в совершенстве знали закономерности функционирования мозга, нервной системы и психики как инструмента мыслительной деятельности, которым они активно и продуктивно пользовались на протяжении всей своей жизни.

Сегодня на профессионалов сферы ИАО ложатся высочайшие информационные и психологические нагрузки. Постоянные стрессы, цейтнот, высокая ответственность, огромные объемы информации, многозадачный режим функционирования, малоподвижный образ жизни – все эти факторы делают профессию аналитика одной из самых опасных для физического и умственного здоровья.

В этих условиях, при подготовке профессиональных аналитиков, мы уже не вправе пренебрегать вопросами профессиональной безопасности. Аналитиков необходимо оснащать знаниями, технологиями и методиками безопасной эксплуатации основного инструмента профессиональной деятельности – сознания.

Сознание аналитика, его психическое и физическое здоровье во многом определяют безопасность и качество жизни общества в целом.

Этим обусловлено обращение авторов данной статьи к широкому спектру вопросов, связанных с обеспечением безопасности и продуктивности мыслительной деятельности.

Возможно, кому-то покажется излишним освещение вопросов в диапазоне от биохимии клетки до структуры сознания и специфики мыследеятельности аналитика при выполнении профессиональных операций в ходе ИАР, но только такой, комплексный подход и способен обеспечить требуемый уровень понимания сущности процессов, а также – высокий уровень безопасности как самого аналитика, так и потребителей его информационной продукции. В конечном итоге, это позволит сократить риски, обусловленные т.н. «человеческим фактором» в ИАР, а, следовательно – в решении социально важных управленческих задач.

Предисловие к циклу статей на тему "Человек как информационная система"

Информационно-аналитическая деятельность (ИАД) и информационно-аналитическая работа (ИАР) как ее профессиональная форма, представляют собой информационно насыщенный вид деятельности, сопряженный с высокими интеллектуальными нагрузками. При этом система подготовки аналитиков на сегодня далека от совершенства и концентрируется на вопросах непосредственно связанных с этапами обработки информации и преобразования информации, построения моделей и иных специальных аспектов ИАД. При этом обычно игнорируются аспекты, связанные с человеческими рисками, возникающими при осуществлении ИАД\ИАР.

Под человеческими рисками в данном случае понимаются риски, обусловленные недоучетом специфики человека – субъекта ИАД\ИАР. Здесь и разнообразные ошибки, совершаемые аналитиком вследствие отсутствия специфических навыков самоконтроля, авторефлексии, здесь и психофизиологические нарушения, вызванные неправильной организацией работы, питания, дозирования нагрузок, чередования видов деятельности и т.д.

Исходя из специфики профессиональной деятельности аналитиков, авторами избран информационный подход к рассмотрению человека – субъекта ИАД\ИАР. Мы игнорируем множество других аспектов функционирования человека как сложной системы.

Рассматривая человека как информационную систему, можно избрать различные подходы: от макро-уровня к уровню базисных элементов, обеспечивающих функционирование всей системы, либо в обратном порядке .

Однако опыт преподавания и исследовательской деятельности, осуществлявшейся авторами, показал, что путь восхождения от базисных элементов и процессов к уровню описания механизма функционирования человека как информационной системы, является более продуктивным. Причем, более продуктивным как для усвоения системы базовых знаний, так и для более глубокого понимания излагаемого материала, а значит – высокого уровня полезности для читателя.

Многие аналитики, обладая широкой эрудицией, располагают отрывочными сведениями об устройстве и принципах функционирования психики, устройстве мозга и даже работы его нейронов. Но эти знания, как правило, фрагментарны и не достаточны для квалифицированной эксплуатации аналитиком своего сознания и мыслительного аппарата в ходе ИАД\ИАР. Это оставляет их беззащитными перед множеством угроз, возникающих в ходе их профессиональной деятельности. К числу таких угроз авторы относят, прежде всего, угрозы ослабления рефлексивных способностей, модификации сознания и деформации психики.

Эти угрозы могут быть реализованы как самим аналитиком в отношения себя, так и внешними субъектами, ставящими своей целью нарушение функционирования системы ИАО и принятия решений конкурирующей стороны.

В одних случаях источником угроз может являться сам аналитик, игнорирующий потребности своего организма и безграмотно эксплуатирующий свой мыслительный аппарат. В других – источником угроз, приводящим к тем же последствиям, может выступать случайно сложившаяся информационная ситуация.

В третьих – угрозы могут быть реализованы внешними силами, целью которых является нарушение функционирования системы ИАО и принятия решений объектом информационной операции.

В конечном счете – объектом угроз всегда становится потребитель информационно-аналитической продукции и косвенно – репутация аналитика и организации, в которой он работает.

Эта тема более детально и научно аргументированно будет раскрыта в нашей будущей книге «Аналитика. Методология, технологии и модельное обеспечение ИАД/ИАР», но нам думается, что если мы уже сейчас начнем на сайте Коллегии Аналитиков публикацию некоторых выдержек из этой работы, то, получив отклики читателей, сможем своевременно и более полно учесть их требования и интересы.

Продолжение следует