Доклад на I Российском международном конгрессе по интеллектуальным транспортным системам Печать
ТИАРА'2009
Автор: Конотопов П.Ю.   
09.04.2009 09:45
Конотопов П.Ю.

Законодательное регулирование деятельности в сфере интегрального информационного обеспечения транспортного комплекса Российской Федерации

Уважаемые коллеги!

Целью моего доклада является доведение до сведения участников Конгресса видения рабочей группой Экспертного совета при Комитете по транспорту государственной думы РФ проблем и задач законодательного регулирования деятельности в области создания, внедрения и эксплуатации в Российской Федерации интеллектуальных транспортных систем.

В качестве вступления приведу общеизвестную информацию о тенденциях инфраструктурного строительства на транспорте и основных эффектах от внедрения ИТС.

Во всех технологически развитых государствах основными тенденциями инфраструктурного развития транспортного комплекса являются:

  1. Построение тесно увязанной системы информационных, в т.ч. транспортно-логистических и социальных сервисов, опирающихся на развитую информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.
  2. Широкомасштабное развертывание интеллектуальных транспортных систем, интеграция ИТС на национальном и международном уровнях.
Основными положительными эффектами от внедрения ИТС стали:
  • прирост ВВП (7-10%);
  • сокращение доли транспортных расходов в себестоимости продукции и услуг (до 10-15%);
  • снижение потребления топлива (в крупных городах на 20-30%);
  • увеличения количества рабочих мест (2-3%);
  • выравнивание уровня социально-экономического развития регионов;
  • снижение экологической нагрузки на окружающую среду.

Положительный эффект от внедрения ИТС очевиден как на уровне макроэкономических показателей, так и на уровне микроэкономических показателей, относимых к корпоративным и единичным потребителям информационных сервисов.

Понимая актуальность задачи построения национальной интеллектуальной транспортной системы в Российской Федерации в 2007 году представителями Коллегии аналитиков были начаты работы над концепцией национальной системы интегрального информационного обеспечения. Проведенный экспертами Коллегии анализ показал, что создание и внедрение ИТС в России затруднено несовершенством отечественного законодательства, запаздыванием темпов его обновления по отношению к темпам технологического развития.

Убедительно обосновав необходимость развития законодательства в части, касающейся ИТС и интегрированных информационных сервисов на транспорте, к июлю 2008 года нам удалось сформировать рабочую группу по разработке проекта ФЗ «О национальной системе интегрального информационного обеспечения транспортного комплекса Российской Федерации» при Экспертном совете Комитета по транспорту Государственной Думы.

Наименование закона не случайно не содержит слов «интеллектуальная транспортная система»... Едва ли имеет смысл разрабатывать законы о технических объектах и технологиях, как бы ни были они сложны. С тем, чтобы согласовать с профессиональным сообществом позиции по вопросу о соотношении интеллектуальной транспортной системы и национальной системы интегрального информационного обеспечения транспортного комплекса, особое внимание в своем докладе я уделю понятийному аппарату.

Полагаю, что через раскрытие и согласование основных понятий предметной области мы скорее придем к взаимопониманию.

Несмотря на сравнительно длительную историю существования термина и его широкое употребление, понятие интеллектуальной транспортной системы по-прежнему остается слабо определенным. При работе над концепцией проекта закона нами использовалось следующее рабочее определение интеллектуальной транспортной системы…

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) – класс транспортных систем, обеспечивающих устойчивое, эффективное, экономичное и безопасное функционирование транспорта за счет придания активным элементам транспортной системы свойств адаптивного (интеллектуального) поведения.

Адаптивное (или интеллектуальное) поведение активных (способных к изменению своего состояния) элементов транспортных систем является следствием наличия у них нормативных моделей поведения и канала обратной связи, в котором обращается информация, поставляемая совокупностью измерительных средств и субъектов транспортной деятельности.

Модель поведения каждого активного элемента определяется его функцией в транспортной системе.Основу ИТС составляют следующие пассивные и активные элементы:

  • объекты транспортной инфраструктуры, подлежащие оснащению средствами производства измерений, передачи, ретрансляции и приема сигналов;
  • средства дистанционного мониторинга и производства измерений;
  • элементы информационно-телекоммуникационной инфраструктуры транспортного комплекса;
  • транспортные средства и грузы, подлежащие оснащению средствами связи, дистанционного мониторинга и телеметрических измерений;
  • дистанционно управляемые исполнительные и индикационные устройства /приборы, узлы и агрегаты/.

В состав технологического комплекса ИТС входят разнообразные технические системы и средства, перечень которых приведен ниже:

  • системы и средства координатно-временного, метеорологического и т.п. видов обеспечения;
  • системы, средства, линии и сети связи и передачи данных;
  • системы и средства дистанционного мониторинга;
  • системы и средства сбора, накопления и обработки информации;
  • автоматизированные системы и средства управления;
  • системы и средства отображения и доведения информации;
  • иные технические и программно-технические средства.

Большая часть перечисленных выше систем и средств используется для формирования канала обратной связи как с человеком оператором, так и с управляемыми техническими компонентами транспортной системы.

При работе над проектом закона мы рассматривали интеллектуальную транспортную систему как сложный технологический комплекс, функциональное назначение которого – это предоставление пользователям (субъектам транспортной и смежных с ней видов деятельности) разнообразных информационных и информационно-телекоммуникационных услуг.

Соответственно, для обозначения данной ипостаси ИТС было введено понятие интегральной системы информационного обеспечения транспортного комплекса.

С этой точки зрения (точки зрения потребителя) ИТС представляет собой систему интегрального информационного обеспечения, представленную совокупностью интегрированных информационных сервисов, предоставляемых на основе использования информационных ресурсов, порождаемых в процессе транспортной и иных видов хозяйственной деятельности общества.

Целью создания такой системы является обеспечение различных классов потребителей комплексными информационными услугами, формируемыми на основе использования интегрированных информационных ресурсов субъектов транспортной и смежных с нею видов деятельности.

Накапливаемые массивы данных имеют важное значение не только для транспортного комплекса, но и для иных видов потребителей, в частности – органов государственной власти, решающих задачи развития экономической, территориальной и социальной инфраструктуры Российской Федерации. Так, например, аккумулируя информационные ресурсы транспортного комплекса и сопряженных отраслей деятельности, ИТС способны выступить в качестве источника агрегированных данных для систем поддержки принятия решений по вопросам инфраструктурных преобразований.

Основными параметрами, определяющими функциональность ИТС и потребительские характеристики информационных сервисов, предоставляемых на основе ИТС являются:

  • степенью соответствия потребностям субъектов транспортной деятельности;
  • оперативностью и достоверностью предоставляемой информации;
  • полнотой охвата участников транспортной деятельности;
  • степенью информационной интеграции информационных систем и ресурсов следующих классов субъектов:
    • органов государственного и административного управления;
    • органов обеспечения безопасности и служб экстренного вызова;
    • служб управления движением и эксплуатационных служб;
    • органов надзора и контроля за транспортной деятельностью;
    • хозяйствующих субъектов;
  • полнотой и качеством аналитической обработки информационных ресурсов, добываемых техническими средствами мониторинга или предоставляемых участниками транспортных операций.

Говоря о качестве информационных услуг, следует уделить особое внимание на таких параметрах, как «степень информационной интеграции» и «полнота и качество аналитической обработки данных».

Степень информационной интеграции – это показатель не только технический, но и организационный. Техническая / технологическая интеграция – это, как ни странно, в деле построения интегрированных информационных сервисов - самое простое. А вот в организационной сфере интеграция это – крайне сложный организационный процесс, требующий качественной регламентации…

Что же до полноты и качества аналитической обработки, то на сегодня прогностические возможности массивов получаемых по результатам дистанционного мониторинга данных освоены не более, чем на единицы процентов, а их хозяйственное значение осознано потребителями и того менее…


В силу ряда обстоятельств, в числе которых первое по значению место занимает стремление к быстрому захвату максимальной доли рынка компонентов ИТС и информационных услуг, в России процесс внедрения компонентов и сегментов ИТС протекает со значительными перекосами…

Как следствие, современный этап создания и внедрения компонентов и сегментов ИТС характеризуется следующими настораживающими чертами:

  • низким уровнем межпроектной унификации и координации проектов, раздельно реализуемых субъектами хозяйственной деятельности различных масштабов (особенно в негосударственном секторе);
  • ориентацией на использование зарубежной картографической основы, геоинформационных систем и сигналов Navstar/GPS;
  • наличием монопольных устремлений производителей компонентов ИТС, низким уровнем стандартизации и кооперации;
  • наличием искусственных межсубъектных (в том числе, межведомственных)  информационных барьеров, низким уровнем интеграции данных;
  • необеспеченностью юридической значимости информационных транзакций;
  • недостаточным вниманием к вопросам оперативного анализа данных и прогнозированию.

Как следствие, к настоящему времени в стадии реализации пребывают следующие угрозы успешному внедрению и развитию ИТС и национальной системы интегрального информационного обеспечения транспортного комплекса РФ:
  • угроза дестандартизации и несовместимости сервисов и программно-технических решений;
  • угроза ориентации массовых гражданских потребителей на сервисы и технические решения на базе зарубежных технологий;
  • угроза потери национальной промышленностью и IT-отраслью лидерства в создании пользовательского оборудования и программно-технических комплексов для ИТС;
  • угроза перехвата инициативы в области стандартизации вследствие неразвитости национальных стандартов в сфере ИТС;
  • угроза распыления ресурсов вследствие нескоординированного ведения работ по созданию ИТС.

Для обеспечения высоких темпов социально-экономического развития России требуется упреждающее развитие инфраструктуры, в том числе – переход к современным транспортным технологиям.

Да, в России наличествуют технологии, необходимые для создания национальной системы интегрального информационного обеспечения транспортного комплекса РФ – национальной ИТС России. Однако, наличие предпосылок – это далеко не гарантия результата.

Для преодоления накопленного Россией отставания в области создания и внедрения современных транспортных систем и сервисов требуются:

  • четкая, гласная и последовательная политика государства в отношении национальной ИТС;
  • продуманное, коррупционно-устойчивое законодательное обеспечение деятельности в сфере создания, внедрения и эксплуатации ИТС;
  • государственные инвестиции и координирующее участие государства в проектах по созданию сегментов, компонентов и подсистем ИТС;
  • консолидация усилий отраслевых субъектов, их участие в проработке концепции, технического облика системы, стандартов и регламентов.

С учетом ранее изложенного, перед законодательным обеспечением деятельности в сфере создания и внедрения компонентов и сегментов ИТС и национальной системы интегрального информационного обеспечения транспортного комплекса стоят следующие задачи:
  1. Определение юрисдикции национальной ИТС (государственной территориальной и национальной юрисдикции, налоговой и административной юрисдикции);
  2. Четкое определение принципов реализации интересов национальной безопасности в транспортной сфере;
  3. Разграничение полномочий государственных и негосударственных субъектов информационного обеспечения транспорта;
  4. Определение принципов, механизмов и порядка реализации прав собственности на информационные ресурсы, сегменты, компоненты и элементы национальной системы интегрального информационного обеспечения транспортного комплекса РФ;
  5. Формирование механизмов реализации антимонопольной политики в сфере интегрального информационного обеспечения транспортного комплекса РФ;
  6. Определение принципов и процедур интеграции информационных сервисов, сегментов, компонентов и подсистем (стандартизация, сертификация);
  7. Определение принципов и процедур предоставления информационных ресурсов и услуг (лицензирование, гарантии);
  8. Определение полномочий, обязательств и ответственности субъектов информационного обеспечения транспортного комплекса РФ:
    • взаимных обязательств и ответственности субъектов информационного обеспечения (в том числе – координатно-временного, картографического, логистического, метеорологического и т.п.);
    • взаимные обязательств и ответственности владельцев информационных ресурсов и субъектов информационного обеспечения;
    • обязательств и ответственности по отношению к конечным потребителям информационных ресурсов и услуг;
    • обязательств и ответственности перед третьими сторонами при урегулировании ущерба, возникшего в связи с использованием информационных ресурсов и сервисов;
  9. Определение принципов и процедур использования информации при совершении юридически значимых действий.

Необходимость разработки ФЗ «О национальной системе интегрального информационного обеспечения транспортного комплекса РФ» продиктована объективными закономерностями общественного и технического прогресса.

Соответственно, концепцией проекта закона предусматривается:

  • введение в юридический оборот специальной терминологии, отвечающей современному уровню развития технологий (в том числе, терминов: «национальная система интегрального информационного обеспечения», «интеллектуальная транспортная система», «транспортная информационная инфраструктура» и иных);
  • введение правового регулирования отношений, возникающих в связи с разработкой, созданием, внедрением, обладанием, эксплуатацией и управлением компонентами ИТС, информационными ресурсами и информационными сервисами;
  • внесение ряда поправок к законодательным актам, регламентирующим смежные виды деятельности.

Основной задачей разрабатываемого закона является обеспечение целенаправленного и скоординированного развития информационной инфраструктуры транспортного комплекса с учетом интересов государства и общества на основе:
  1. Разграничения компетенций, полномочий и ответственности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, организаций негосударственных субъектов информационного обеспечения транспортного комплекса по отношению к субъектам транспортной инфраструктуры и транспортной деятельности.
  2. Обеспечения интеграции информационных ресурсов государственных субъектов различных уровней, субъектов экономической деятельности и социальной сферы.
  3. Обеспечения органам государственной власти и управления различных уровней доступа к агрегированным информационным ресурсам, необходимым для принятия управленческих решений, в сфере территориального развития, межрегионального и межведомственного взаимодействия, в том числе при реализации федеральных программ и проектов.
  4. Обеспечения субъектам экономической деятельности и социальной сферы, доступа к информационным ресурсам транспортного комплекса, необходимым для принятия взвешенных решений, способствующих экономическому и социальному развитию.
  5. Обеспечения эффективной и добросовестной конкуренции на рынке транспортных информационных услуг.
  6. Создания условий для преимущественного использования отечественных координатно-временных и телеметрических устройств.
  7. Обеспечения управления информационными ресурсами транспортного комплекса органами государственной власти и управления в интересах повышения обороноспособности страны, при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  8. Обеспечения защиты национальных информационных ресурсов.
На текущий момент динамика работ над законом может быть охарактеризована следующей последовательностью событий...
  • В декабре 2008 г. концепция проекта закона была представлена на обсуждение транспортной общественности и получила поддержку на «круглом столе», организованном Комитетом по транспорту ГД.
  • В феврале 2009 г. концепция проекта закона была представлена в Комиссии по естественным монополиям Совета Федерации, где также получила поддержку.
  • К концу мая проект закона должен быть доработан и представлен федеральным органам власти, научно-экспертному сообществу для ознакомления и выработки предложений по дальнейшему совершенствованию.
  • Предполагается, что в первом чтении закон будет вынесен на рассмотрение Государственной Думы в ходе весенней сессии 2009 года и принят в ходе осенней сессии.


Во исполнение решения Комитета по транспорту от 25 декабря 2008 г. параллельно с законодательной работой ведется работа по созданию Ассоциации интегрального информационного обеспечения транспортного комплекса России, которой надлежит выступить в качестве субъекта координации и согласования негосударственных инициатив в сфере интегрального информационного обеспечения транспортного комплекса России.

На создаваемую Ассоциацию возложена задача консолидации субъектов информационного обеспечения, разработчиков и эксплуатантов компонентов ИТС, а также конечных потребителей информационных сервисов, что, в конечном счете позволит реализовать цели, задачи и положения Федерального Закона.