Образовательные услуги | Журнал "ТИАРА" | Дискуссионный клуб | Контакты





Rambler's Top100 Rambler's Top100
Вы находитесь здесь: Главная >> Журнал "ТИАРА" >> ТИАРА'2009 >> Текущее состояние, проблемы и тенденции развития систем поддержки информационно-аналитической работы


Текущее состояние, проблемы и тенденции развития систем поддержки информационно-аналитической работы Печать E-mail
ТИАРА'2009
Автор: Конотопов П.Ю.   
08.11.2009 13:28

Конотопов П.Ю.

Текущее состояние, проблемы и тенденции развития систем поддержки информационно-аналитической работы

 

В середине-конце 1990-х бурное развитие инфокоммуникационных технологий и возросшая доступность значимых для управления бизнесом информационных ресурсов сформировали в обществе специфическую атмосферу. Наступил период IT-эйфории, когда бизнес в предвкушении новых экономических горизонтов, которые якобы откроет доступ к глобальным информационным ресурсам, начал вкладывать, вкладывать и вкладывать средства в развитие IT-инфраструктуры.

И не столь важно, сбылись или не сбылись те ожидания, сколь важно то, что на гребне этой эйфории, пусть и с опозданием на 10 лет, но всё же зародились новые для российского рынка сегменты:

  • сегмент IT-решений для ведения информационного мониторинга и поддержки информационно-аналитической работы;
  • сегмент информационных и информационно-аналитических услуг.

В этот же период на российский рынок приходят такие мировые лидеры, как LexisNexis и Questel, однако российский бизнес оказывается неготовым к приобретению информационных услуг по расценкам западных провайдеров.

Это сыграло на руку зарождающимся отечественным информационным агентствам, которые стартовали в более низком ценовом сегменте. При этом сравнительно невысокое качество информационной продукции компенсировалось низкой стоимостью информационных сервисов.

Одновременно в России появляются новые для отечественного рынка IT-решения для мониторинга Интернет-ресурсов. Западные поставщики IT-решений для сбора и обработки информации по тем же причинам проигрывают отечественным разработчикам.

Как следствие, в конце 90-х на рынок выходят многочисленные отечественные софтверные компании, унаследовавшие кадровые ресурсы и опыт разработки средств информационного мониторинга и процессинга у нищенствовавших в тот период государственных НИИ.

Так, благодаря ошибкам западных маркетологов, отечественные мониторинговые агентства и разработчики программно-аппаратных комплексов, предназначенных для решения задач сбора и обработки бизнес-информации, получают приличную фору.

На фоне IT-эйфории, когда казалось, что информационные услуги и IT-решения для мониторинга и впредь будут востребованы рынком, как западные, так и отечественные игроки сегмента информационных услуг упустили время. Устремляясь в верхний ценовой сегмент, они упустили из виду, что верхний эшелон бизнеса крайне малочислен и, как правило, уже располагает собственными IT-подразделениями. Более того, в процессе развития своей IT-инфрастуктуры большинство компаний верхнего эшелона уже утратили свободу выбора IT-решений, поскольку давно уже подпали под монопольное влияние лидеров IT-индустрии.

Совершив те же маркетинговые ошибки, что и западные KM и IT эксперты, разработчики и информационные (мониторинговые) агентства, наши поставщики IT-решений и информационных сервисов оказались у того же разбитого корыта.

Разбитого – в том числе – и потому, что в период максимального благоприятствования они:

  • не создали технологических заделов, которые бы позволили коммерчески успешно и легально реализовать свою продукцию в более низких ценовых сегментах рынка;
  • не смогли популяризовать свои идеи и решения, а значит – не смогли построить социальный базис для внедрения своей продукции и услуг в среднем и нижнем ценовом сегменте;
  • не изучили реальный спрос во всех его ценовых и отраслевых сегментах и не адаптировали свои решения к реальным потребностям потенциальных заказчиков;
  • не приложили необходимых усилий для того, чтобы структурировать рынок информационной продукции, услуг и профильных IT-решений;
  • не вложили необходимые средства в развитие методологии, отечественных базисных технологий (НИРы и ОКРы), подготовку кадровых ресурсов в государственном и коммерческом секторах;
  • не создали адекватную систему стандартизации, сертификации и законодательного обеспечения, способствующих развитию своего сегмента рынка.

Пассивно потребляя результаты чужой деятельности (научно-исследовательской, научно-популяризаторской, образовательной, законодательной) участники рынка создали для себя максимально неблагоприятные условия для сохранения бизнеса и достойного выхода из кризиса.

Что сегодня определяет условия на рынке услуг и IT-продукции для сферы информационно-аналитического обеспечения?
Законодательство, отжимающее последние соки из крупных IT-подразделений, которым уже не до функционала, поскольку их уделом стала защита мифически ценных персональных данных граждан, у которых кроме паспорта, считай, ничего и нет...
Государство, в котором сегмент экономики, питающийся от защиты информации, уже доедает сегмент экономики, кормящийся от информации и окормляющий продуктами ее аналитической переработки все оставшиеся сектора рыночной экономики...
Упущено все, что только можно было упустить: терминология – и та ушла в сферу библиотечного дела, где тихо зреют бесполезные для рынка кадры с правильными названиями специальностей...
И то, что на сегодня за исключением самостоятельно перепрофилировавшихся под запросы рынка выпускников вузов «силовых структур» кадровые ресурсы отрасли представлены преимущественно самоучками, в различной степени одаренными, - это серьезнейшая проблема всех тех, кто находится по обе стороны «прилавка».

По факту сегмент рынка отброшен назад не финансовым кризисом, а эгоизмом участников рынка, не счёвших для себя полезным активно включиться в неоплачиваемую общественно-полезную работу по созданию условий для развития своего сегмента экономики. Сегодня же рынок не только обескровлен кризисом, он еще и перекошен: верхам не нужно, серединке – недоступно, низам – и вовсе не до того...
Впрочем, консалтеры не многим лучше, хотя им, в большинстве своем, кроме головы, языка, пера и бумаги продавать нечего, а значит – цена может быть произвольной (что и не дает им пойти по миру…).
А вот информационщикам пойти по миру – в самый раз: технологии затратны, разработки и инструментарий – дороги, демпинговать – сложно.

Чтобы как-то решить проблему выхода в более низкие ценовые сегменты требуется коренная ломка стереотипов «сытых времен».

Дальнейшее сопротивление здравому смыслу – убийственно как для отрасли, так и для тех, на кого эта отрасль призвана работать.
Для отрасли – потому, что прожить на подкожных жировых отложениях можно, но недолго. Для потребителей – потому, что свой конкурентный потенциал они смогут реализовать только при условии, что их поведение на рынке адаптивно и разумно (не строго рационально, а именно разумно!).

Вынужден огорчить всех, надеющихся на госзаказ: государству не до проблем конкретных, пусть и полезных, но негосударственных организаций. Госслужащие и пенсионеры не должны голодать, и если кому-то голодно в отдельно взятой негосударственной софтверной конторе, то он вполне может устроиться дворником.
Вал конкурсных заявок, сконцентрировавшихся в конце года – верный признак того, что исполнители демпингуют ниже всяческих приличий, а бюджеты министерств и ведомств, несмотря на кризис и секвестирование, не будут исполнены. Продать государству свои махарайки за их реальную цену не удастся... Скоро большинство айтишников испытает на своей шкуре то, что испытывают крестьяне, сдавая свою продукцию перекупщикам, или бабушки, несущие в ломбард памятные золотые колечки да серёжки.
Более того, уже есть прецеденты, когда конкурс по эксплуатационному сопровождению и развитию ранее внедренных в госсекторе IT-систем выигрывают не те, кто ранее эти системы разрабатывал и внедрял, а те, кто, вопреки ожиданиям, выиграл по котировкам, из-за чего сейчас плачутся и проигравшие исполнители и «выигравшие» государственные заказчики.

О какой ломке стереотипов идет речь? Каковы они, эти стереотипы «сытых времен»?

Стереотипами «сытого времени», закрепившиеся в среде поставщиков IT-решений для сферы ИАР/ИАМО являются следующие:

  • Стереотип 1: «бабло рулит». Дорогой клиент покупает то, что дороже и престижнее.
  • Стереотип 2: «пипл схавает». За свои «жалкие» деньги клиент не в праве рассчитывать на адаптацию типовых решений.
  • Стереотип 3: «куда уж нам». Наши решения – это «ихние» пятилетней давности, но дешевле на порядок.
  • Стереотип 4: «модно в Париже».  Наш рынок ничем не отличается от рынка западных стран.
  • Стереотип 5: «велосипедов не изобретаем». Свои базовые компоненты, методы и технологии разрабатывать дорого и бесполезно – закупим у Запада.
  • Стереотип 7: «три в одном». Все программные функции и компоненты встроены в единый и неделимый комплекс.
  • Стереотип 8: «в рекламе не нуждается». То, что прошло апробацию в ФСБ (ФСО, ГРУ, АП, ЦИК и т.п.) хорошо для всех.
  • Стереотип 9: «мы из органов». Ореол спецслужбиста привлекает клиента, клиент же ко всему прочему уверен, что о нем все и так знают.
  • Стереотип 10: «сами с усами». Опыт технаря-программиста ценнее теории и практики ИАР.
  • Стереотип 11: «мир тесен». Молва о нашей разработке и пользе информационно-аналитического обеспечения разойдется из уст в уста.
  • Стереотип 12: «молчание – золото». Сокрытие алгоритмов, закрытие интерфейсов экономически оправданны.
  • Стереотип 13: «хата с краю». Проблемы отрасли (подготовка кадров, издание литературы, разработка законов, стандартов) – не наши проблемы.

Итого – чертова дюжина заповедей на тему «как не надо делать»...

Текущее состояние, проблемы и тенденции развития систем поддержки информационно-аналитической работы.

Не претендуя на полноту в отражении тенденций, выделю главные...

  • Движение в нижний ценовой сегмент...
  • Движение к модульности и отказ от комплексности...
  • Переход к сервисной модели с разделением сервисов на бесплатные и платные...
  • Переход к сервисам, ориентированным на поддержку деятельности экспертных сетей...
  • Развитие решений, ориентированных на распределенные предприятия инновационного профиля...

Западные поставщики IT-решений, располагая бОльшими заделами уже переориентировались на другие сегменты – поменялись акценты у Hummingbird и Oracle, свои BI приложения они встроили в продукты с другими названиями и, "отбив" затраты на разработку, переместились в более низкий ценовой сегмент. Кто-то задешево перепродал профилированные подразделения другим софтверным компаниям, чтобы те сами набивали себе шишки на остывающем рынке.
Увлечение решениями типа "три в одном флаконе" еще не прошло и на Западе, хотя признаки движения к реализации подлинно модульного подхода к построению систем поддержки ИАР и принятия решений уже видны.

Поэтому у российских айтишников все еще есть небольшая фора для того, чтобы предложив стандартизованные модульные решения "оседлать" нижние сегменты рынка, еще не вкусившие плодов реальной информатизации.
Той информатизации, которая позволяет реально повысить качество управленческих решений, когда неопределенности бизнеса снижаются до приемлемого уровня, когда игра в угадайку перестает быть похожей на игру в "русскую рулетку".

Но единичной, даже самой раскрученной IT конторе эту задачу не решить. Для выхода в средний и нижний ценовые сегменты требуется совместная работа поставщиков IT-решений для ИАР на следующих направлениях:

  • направление исследования реальных потребностей бизнеса;
  • направление стандартизации типовых функций, интерфейсов и сервисов;
  • направление адаптации функционала модулей к деловым процессам потребителей IT-решений;
  • направление финансовой поддержки разработчиков базовых модулей (лингвистические, статистические и иные модули и библиотеки, гибкие графические интерфейсы пользователя);
  • направление популяризации сервисов, технологий и услуг;
  • направление совершенствования законодательной базы деятельности по мониторингу информационных ресурсов;
  • направление подготовки кадров, способных внедрять и эксплуатировать сложные программно-технические комплексы;
  • направление подготовки кадров, способных осуществлять информационно-аналитическое обеспечение бизнеса.

Этот минималистский перечень направлений ужат до предела, не детализирован и, уж точно, не является экстравагантным. Всем всё давно известно.
Но, видимо, настолько запуганы наши люди западными россказнями о конкуренции, что генерируемые где-то в районе копчика зачатки мыслей о корпоративных/коллективных стратегиях блокируются еще на ранних подступах к мозжечку.

Но что важно: сейчас нужен софтверный "народный автомобиль", а не софтверные "линкольны"!!! А "народный автомобиль" – это стандартизация элементов, кооперация производителей и реальная прибыль!!!

Линкольны потребуются позже...

 

Обсуждение статьи открыто в Дискуссионном Клубе Коллегии: ТИАРА'2009 Пробл. и тенд-ии развития систем поддержки ИАР