Образовательные услуги | Журнал "ТИАРА" | Дискуссионный клуб | Контакты





Rambler's Top100 Rambler's Top100
Вы находитесь здесь: Главная >> Журнал "ТИАРА" >> ТИАРА'2009 >> Технологии, государство и человек


Технологии, государство и человек Печать E-mail
ТИАРА'2009
Автор: Мухамеджанов О.А.   
23.02.2009 00:40

 Мухамеджанов О.А.

Технологии, государство и человек

 

Анализ социальных систем /общественно-экономических формаций/ показывает, что любая социальная система формируется вокруг некоторого комплекса технологий. Технологии «формируют запрос» на создание именно такой социальной инфраструктуры, которая позволяет наиболее полно реализовать потенциал обслужить данные технологии.

Существуют следующие типы технологий: производственные, ценностно-социальные и интеллектуальные. Развитие технологий не равномерно – наблюдается временная доминанта одной до наступления несущей ёмкости (НЁ) технологии, когда начинает доминировать другая, затем третья. Развитие технологий завершается при достижении НЁ среды.

Производственные мета-технологии (по примеру «волн Тофлера»):

  1. Охота и собирательство (предтеча) – вторая сигнальная система инстинктивно-образная, как у медведей и всех животных со сходными технологиями. Зарождается образно-аналитическое мышление – нарисовать зверя, сделать острее копьё, выкопать охотничью яму, обряды на охоту и собирательство, первые мифы и легенды. Здесь инстинкты создают эмоции, эмоции создают образное знание, знание создаёт поведение. Поведение по обратной связи создаёт эмоции и знания, обеспечивая обучение и развивая вторую сигнальную систему – доминанта инстинктов.
  2. Скотоводство и земледелие (первая волна) – вторая сигнальная система образно-аналитическая. Здесь эмоции меняют инстинкты, т.о. меняются поведение и знания – доминанта эмоций.
  3. Индустриальная (вторая волна) – вторая сигнальная система аналитическая. Здесь знания меняют инстинкты, т.о. меняются поведение и эмоции – доминанта интеллекта.
  4. Постиндустриальная (третья волна) – состояние второй сигнальной системы представляется неясным, рассматривается несколько вариантов развития, включая возможное появление третьей сигнальной системы. 

Сейчас продолжается формирование социального пространства, в т.ч. места и роли человека в нём. Развитие социальных структур основано на конкуренции популяций и индивидуумов и сопровождается производственными, ценностно-социальными и интеллектуальными изменениями. После прохождения критической точки набора массы (достижения предела НЁ АС), ранее наиболее успешные системы разрушаются из-за внутренней конкуренции индивидуумов и популяций.

 

Режимы функционирования (этапы развития) этноса

1.      Этап Развитие
1.1.
   Племя – мульти-семья и род (неважно матриархат или патриархат).

2.      Этап Стабильность
2.1.
   Семья – полигамная, моногамная.
2.2.
   Община

2.2.1.     Мульти-семья – община сохраняет качества родоплеменных отношений.
2.2.2.
     Моно-семья – основа общины в чистом виде.

2.3.   Народ

3.      Этап Стагнация
3.1.
   Личность
3.2.
   Семья
3.3.
   Народ

 

1.      В режиме Развитие базовая структурная единица – семья формируется вокруг технологии, т.е. способов производства (охота, собирательство, земледелие). Патриархальная семья более технологична. Рост численности и ограничения среды вынуждают роды и племена расселятся на новые территории.

2.      В режиме Стабильность структурная единица «племя» трансформируется в структурную единицу «община». Семья в данном периоде становится структурной единицей общины, потому что только общинные отношения позволяют обслуживать и развивать новые технологии (ремёсла, затем наука). Рост численности и ограничения среды вынуждают общины расселятся на новые территории.

3.      В режиме Стагнация общинность распадается и семья приобретает статус структурной единицы этноса (социума), а человек приобретает статус «Личности». Однако ни семья, ни «Личность» не в состоянии воспроизвести главный механизм общинности – круговую поруку. Место взаимопомощи занимает конкуренция индивидуальностей, что приводит к распаду семьи, которую ранее удерживала община. Этнос перестаёт воспроизводиться, что приводит к его вымиранию. Следует отметить, что в начале этой стадии наблюдается резкий всплеск знаний, как следствие конкуренции индивидуальностей.

4.      Представляется возможным возникновение сословного социального пространства, где служивое сословие станет новой системо-образующей социальной популяцией. В этом случае вероятно появление новых вариантов семьи и пр. социальных систем. Более подробно об этом в другой работе немного позже.

 

Одним из показателей автономности этноса является создание собственного государства. Любое государство есть форма правления или же форма политической организации общества, которая формируется в зависимости от текущего уровня знаний данного общества. Изменение уровня (качества, количества) знаний, приводит к изменению формы политической организации, которая в каждом случае формируется на основе очередной модели «идеального государства».

Но попытки создать «идеальное государство» обречены на провал, так как целеустремление всегда основано на текущих знаниях об устройстве предположительно идеального государства. С изменением количества и качества знаний (в т.ч. уровня технологий) формируется группа недовольных эволюционистов, которые обоснованно (на их прогрессивный взгляд) требуют реформирования существующего государства. Возникает нонсенс - может ли быть улучшено идеальное государство? Этим нонсенсом оперирует текущая бюрократия (ЦБ), которая стремится ликвидировать эволюционистов, мотивируясь тем, что практически любое правительство считает (считало), что оно создало и/или стоит во главе "идеального" (в т.ч. лучшего из возможных в текущих условиях, что равнозначно идеальному) государства.

Любое государство наполнено ЧЕЛОВЕКАМИ. При доминировании формы организации общества над развитием ЧЕЛОВЕКА, получается ущербная личность, чьи ценностные установки и, соответственно, стереотипы мышления и поведения формируются государственными установками. Это, в свою очередь, приводит к застою, т.к. любое государство стремится к сохранению себя любимого «идеального». Но застой не позволяет полноценно обслужить запрос системообразующих технологий, т.к. заданные государством рамки мышления и поведения ограничивают интерпретацию и реализацию подобных запросов.

Только свободный человек в состоянии полноценно интерпретировать и реализовать запросы системообразующих технологий, т.к. свобода человека предполагает его (человека) развитие, получение новых знаний, зачастую противоречащих существующим "традиционным", независимое мышление и поведение. Государство в отношении свободных людей теряет инициативу, не может формировать их ценностные установки и потому относится к ним крайне подозрительно, привлекая к себе только в случае жестоких кризисов, когда становится очевидной ущербность текущей формы управления и необходима реорганизация.

Поэтому только свободные люди способны менять формы политической организации общества, т.е. создавать модель очередного "идеального государства". Соответственно, только увеличивая внутреннюю свободу (наращивая автономность) можно менять этот мир. А ведь сказано гораздо раньше и не мной "Стяжи дух мирен и многие вокруг тебя спасутся". Становясь более автономным, человек превращается в т.н. "социальный аттрактор", в чей бассейн попадают находящиеся вокруг него люди. При этом следует различать понятия "влияние, внушение" с понятием "бассейн аттрактора". Самое простое объяснение - попадая в такой "бассейн позитивного аттрактора" человек меняется, понимая свои недостатки он стремится от них избавится, и пр.