Методология аналитики: синергетический подход
Образовательные услуги | Журнал "ТИАРА" | Дискуссионный клуб | Контакты





Rambler's Top100 Rambler's Top100
Вы находитесь здесь: Главная >> Журнал "ТИАРА" >> ТИАРА'2009 >> Методология аналитики: синергетический подход


Методология аналитики: синергетический подход Печать E-mail
ТИАРА'2009
Автор: Мухамеджанов О.А.   
19.02.2009 15:02

 Мухамеджанов О.А.

Методология аналитики: синергетический подход

 

 «В Православии есть термин синергия, что означает содействование, сотрудничество Божественной благодати и человеческой свободы».
А. Кураев «Может ли православный быть эволюционистом»

Предлагаемый к рассмотрению синергетический подход к методологии Аналитики предполагает, что предмет Аналитики заключается в изучении систем и процессов в интересах осуществления корректного взаимодействия с ними.

С позиций данного подхода, основной посылкой Аналитики, как методологии, является рассмотрение объективной и субъективной реальности в терминах систем и процессов. Аналитический подход к познанию реальности исходит из тезиса, что вне систем и процессов не существует явлений.

Аналитика как методологическая система образована совокупностью фундаментальной и прикладной аналитик. Фундаментальная аналитика выступает в качестве методологии изучения систем и процессов, в то время как прикладная аналитика рассматривается в качестве организационно-методического базиса взаимодействия с системами и процессами.

Функционально следует подразделять Аналитику на стратегическую, тактическую и оперативную (локальную).

Такое функциональное деление Аналитики предполагает пространственно-временную дифференциацию наблюдаемых явлений, и, соответственно, их подразделение на три уровня – Мега–,  макро–  и  микро–уровни:

  • Мега–уровень – это уровень, включающий в себя изучаемую систему/процесс как свою структурную и/или функциональную составляющую.
  • Макро–уровень – это уровень изучаемой системы/процесса.
  • Микро–уровень – это структурная и/или функциональная часть изучаемой системы/процесса.

 Градация всего сущего на системы и процессы, проводится в зависимости от «системы отсчёта» (СО) или «процесса отсчёта» (ПО). СО или ПО – это условная модель или реальное явление, пространственно–временные характеристики которого лежат в основе изучаемого явления и представляет собой структурную или функциональную единицу Макро-уровня.

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА

(понятийно-методологический базис)

 Основная характеристика систем – пространственная дискретность, основное свойство – автономность, что обеспечивается способностью к самоорганизации.

Автономность – это способность системы оптимизировать, наращивать и размножать свои подсистемы и процессы, интегрируя  «потомков» в определённое окружение (внутреннее или внешнее). Другими словами система – это дискретное, способное к самоорганизации пространство, обладающее специфичными информационными, энергетическими и вещественными характеристиками.

Система организована из фрактальных элементов, обладающих полным набором собственных свойств системы и способных воспроизвести всю систему. Уровни организации систем достаточно подробно описаны от атомов и до экологических систем.

Основная характеристика процессов – временная дискретность, основное свойство – подчинённость. Процесс – это изменение информации, энергии и вещества, которое бывает единичным и множественным; количественным и качественным («переход»); последовательным (потоки), цикличным и одномоментным. Одномоментное единичное взаимодействие двух и более элементов системы является «структурной единицей» процесса – и состоит из пары «воздействие–реакция.

Потоки свертываются в циклы тогда, когда наблюдается повторяемость результатов. В этом случае поток выступает в качестве составляющей цикла. Возникновение цикла - признак стабильности автономной системы (АС), её интегрированности в среду.

Уровни организации процессов: реакция – поток – цикл – комплекс циклов – …… – жизнедеятельность АС – жизнедеятельность экосистем – … :

  • на микро-уровне представлены те микропроцессы, которые образуют реакции;
  • на макро-уровне представлены процессы от реакций до жизнедеятельности экосистем;
  • на мега-уровне представлены процессы образующие среду.

 Процесс – это дискретное, способное к самоорганизации время, обеспечивающее  самоорганизацию пространства. Именно эта способность времени к самоорганизации обеспечивает его подчинённость пространству и, соответственно, подчинённость процессов системам.

При этом абсолютно автономные системы – это системы, автономность которых стремится к +∞; «абсолютный процесс» – автономность стремится к –∞; соответственно, автономность стремящаяся к нулю характерна для статичных структур и собственных  динамичных систем.

Системы и процессы различаются между собой по пространственным и временным характеристикам. Пространственно–временные характеристики могут быть «структурными»  и «функциональными». Таким образом, все наблюдаемые явления можно разделить на:

  1. «Структурные» явления – различаются между собой количеством пространственно-временных характеристик;
  2. «Функциональные» явления – различаются между собой качеством пространственно-временных характеристик.

Изменения систем и/или процессов могут быть качественными и количественными, продолжительными и кратковременными. Качественное изменение («переход») происходит по одному из двух вариантов:

  1. Чрезмерному внешнему воздействию и, соответственно, такому изменению информационного, энергетического и вещественного ресурсов, которое приводит к качественному.
  2. При достаточной внутренней «зрелости» системы. При этом названная «зрелость» системы – это показатель готовности флуктуационного поля системы.

Флуктуационное поле системы (ФПС)– это функциональная подсистема, структурно состоящая из условно бесконечного множества однородных (наиболее автономных) систем микро–уровня настоящей системы. ФПС находится в хаотичном (по отношению к системе) колебательном движении, что позволяет ему создавать качественно новые виды микросистем, из которых выживают наиболее жизнеспособные, т.е. наиболее адаптированные к факторам среды. ФПС является одним из основных механизмов внутренней неустойчивости автономных систем и ограничивает на текущем уровне стремление наиболее автономных систем к наращиванию автономности.

Равновесность систем обеспечивается статически – за счёт структуры и динамически – за счёт устоявшихся процессов межсистемной, экосистемной и внутрисистемной интеграции. Наряду с внешними колебательными воздействиями на систему, приведённые выше механизмы обеспечивают равновесную неустойчивость автономных систем.

Самопроизвольно протекают только те процессы, в результате которых выделяется энергия. Насыщение среды энергией обеспечивает рост несущей ёмкости среды, что, в свою очередь, делает возможной эволюцию автономных систем (т.е. появление и развитие принципиально новых). Основополагающий показатель процессов – получение результата /-ов (продукта /-ов), в т.ч. формирование промежуточных и конечных состояний систем.

Любое функционирование автономной системы – это ответ на внутренние и внешние раздражители. Автономность системы увеличивается, если система в процессе функционирования увеличивает свои информационный, энергетический и вещественный ресурсы. Автономность систем обусловлена необходимостью обеспечения процесса /-ов, в котором /-ых участвует данная система, т.е. необходимостью обслуживания «запросов» внешней/внутренней среды. Основополагающий показатель систем – цели:

  1. Главная собственная цель систем – это достижение наиболее возможной автономности в соответствии с заложенной матрицей характеристик, что является «желаемым» состоянием системы (наращивание автономности).
  2. Главная общая цель систем – формирование ФПС текущего для них уровня автономности.

Системам присущи три качества – реактивность (целенаправленность), гомеокинез (целесообразность) и проактивность (целеустремлённость). Доминирование одного из этих качеств обуславливает знак работы системы и, соответственно, характер взаимоотношений системы с окружающей средой. Знак «+» характеризует положительную работу (в системе доминирует целеустремленность); знак «–» характеризует работу отрицательную (в системе доминирует целенаправленность ); знак «0» присущ системам гомеокинетичным (в системе доминирует целесообразность).

Любая АС увеличивает автономность тех подсистем, которые непосредственно реагируют на раздражители, в случае критичности данных раздражителей для системы, независимо от величины раздражителей. Наиболее успешные автономные системы развивают предупредительное реагирование. А далее эти подсистемы, набирая автономность, повышают общую нестабильность системы (как правило, в режиме «Развитие»).

Жизнедеятельность АС протекает в несколько стадий (режимов) – развитие (целеустремлённость), стабильность (функционирование, целесообразность) и стагнация (целенаправленность).

Жизнеспособность АС обусловлена адекватностью «генотипа» среде обитания. Генотип АС формируется родительскими АС, а также возможными влияниями окружающей среды («мутации»). Взаимодействие генотипа и окружающей среды обуславливает фенотип АС, т.е. то, чем же в итоге станет АС. Фенотип может меняться всё время, тогда как генотип, как правило, неизменен. Собственно зарождение (формирование) и развитие АС необходимо рассматривать как внутреннее и внешнее развитие, или же как режим развития во внутренней (зарождение) и во внешней средах соответственно.

Функционально стадии развития, стабильности и стагнации различаются между собой соотношением скорости принятия решений АС и скорости мобилизации ресурсов, для исполнения решений:

  • В режиме Развитие скорость принятия системой решений больше скорости мобилизации ресурсов системы (при зарождении генотип и вовсе представляет собой «сплошные решения»).
  • В режиме Стабильность скорость принятия решений равна скорости мобилизации ресурсов.
  • В режиме Стагнация скорость принятия решений меньше скорости мобилизации ресурсов. 

Режим «Развитие» АС возможен потому, что:

  1. Каждая структурная единица АС исполняет функцию «Центра развития» (изобилие «Центров развития», ЦР), что соответствует принципу необходимого разнообразия.
  2. Каждая структурная единица абсолютно подчинена всем вышестоящим и одноуровневым подсистемам в тех процессах, за которые «ответственны» эти подсистемы.
  3. Каждая структурная единица способна к действиям, способным привести к её летальному исходу.

 Жизнеспособность всей системы характеризуется возможностью использовать негативные ситуации и их последствия, как для наращивания автономности всей системы, так и отдельных её элементов. Как правило, АС используют этот опыт для того, чтобы оградиться от «повторения ошибок», что, в свою очередь, ведёт к появлению «Центров безопасности» (ЦБ) и расширению их полномочий в отношении других структурных единиц.

Негативные ситуации и их последствия (проблемы) – это явление /группа явлений:

  1. Не позволяющие:
    1. Достичь целей системы
    2. Получить промежуточные и/или конечные продукты процесса
  2. Стремящиеся:
    1. Вывести систему из желаемого состояния
    2. Нарушить процесс

По характеру влияния на систему проблемы подразделяются на:

  • Системные – изменение /замена структурных единиц системы
  • Процессные – изменение /замена структурных единиц процесса 

Увеличение числа и расширение полномочий ЦБ приводит к переходу АС в режим функционирования «Стабильность», когда императивом становится удержание ситуации в текущем состоянии (в первую очередь – сохранению имеющихся структурных единиц и процессов).

Дальнейшее функционирование АС в этом режиме приводит к увеличению относительной доли ЦБ по отношению к ЦР. Именно в этом режиме АС начинает активно «размножаться», имплементируя «потомков» во внешнюю и/или внутреннюю среду. Потомки, субъективно находясь некоторое время в режиме «Развития», но при этом оставаясь внутри АС, привносят в неё изменения, позволяющие системе функционировать неопределённо долгое время. Т.е. активное размножение компенсирует «больший удельный вес» ЦБ по отношению к ЦР.

Возможно такое увеличение доли потомков, находящихся в субъективной стадии развития относительно ЦБ (превышение количества), равно как достижение некоторого порога внутренних изменений (превышение качества), которые приводят к качественному изменению системы (Ренессанс).

Одним из основных условий развития и стабильности является управление кризисами. То есть, АС жизнеспособна тогда и только тогда, когда она в состоянии входить в кризис и решать его, и наоборот, стремление АС избежать кризиса показывает недостаточный уровень её жизнеспособности.

В тот момент, когда доля ЦБ начинает превышать ЦР АС переходит в режим функционирования «Стагнация», для которой характерна постепенная потеря контроля за ситуацией. Функционирование АС завершается тем, что среда утилизирует её.

Социальные системы реагируют на раздражители, начиная с определения задач, которые необходимо решить. Определение и решение задач происходит с применением технологий. Технология – это процесс с заданными параметрами переходов, исполнение которых приводит к получению желаемого продукта. Именно заданные параметры переходов есть «точки сборки» для процессов. Технология – это всегда переход, т.е. получение конечного продукта, качественно отличающегося от исходного «сырья», в т.ч. получение желаемого состояния системы.

 

ПРИМЕРЫ С СИСТЕМАМИ

1.      Биологическая система – человек
1.1.   клетка
1.2.   ткань
1.3.   орган
1.4.   система органов
1.5.   организм

2.       Социальная система – человек
2.1.   характер (эмоциональный психотип)
2.2.   разум (интеллектуальный психотип)
2.3.
   индивидуум-гражданин (этно-социальный психотип)

3.      Социальная система – народ
3.1.
   индивидуум (этнический психотип)
3.2.
   семья
3.3.
   род
3.4.
   племя или община
3.5.
   этнос

4.       Социальная структура – страна
4.1.
   гражданин (социальный психотип)
4.2.
   организации негосударственные
4.3.
   государство, включая власть

 

 ПРИКЛАДНАЯ АНАЛИТИКА

(организационно-методический базис)

 Решение прикладных задач в рамках Аналитики проводится по следующей схеме:

  1. Изучение проблемы;
  2. Построение модели;
  3. Расчёт изменений модели (расчёт возможных сценариев), включая расчёт управляемости модели;
  4. Изменение явления;
  5. Мониторинг последствий;
  6. Взаимодействие с явлением

 

1.      Изучение проблемы:

1.1.   Определяется приоритетность проблем, исходя из суммарной оценки (в баллах) двух групп факторов:  

1.1.1.     Стратегические факторы:
1.1.1.1.
           направленность проблемы;
1.1.1.2.
           количество параметров, с которыми связана проблема;
1.1.1.3.
           количество уровней, на которых проявляется проблема;
1.1.1.4.
           обратимость проблемы;
1.1.1.5.
           взаимосвязь данной проблемы с решением других проблем;
1.1.1.6.
           связанность проблемы с обеспечением безопасности;
1.1.1.7.
           наличие экспертной оценки потенциала проблемы (возможного экономического, политического, экологического и других видов ущерба);

1.1.2.     Тактические факторы:
1.1.2.1.
           наличие внутренних (материальных, научных и иных) ресурсов для решения проблемы;
1.1.2.2.
           наличие внешних (материальных, научных и иных) ресурсов для решения проблемы;
1.1.2.3.
           наличие механизмов решения проблемы;
1.1.2.4.
           актуальность и выгодность (экономическая, политическая, социальная и др.) решения проблемы в данное время (экспертная оценка);
1.1.2.5.
           возможность решения проблемы в краткие сроки.

1.2.   Проблемы на основе критериев распределяются по группам:

1.2.1.     Стратегические:

  • требующие безотлагательного решения;
  • требующие решения в ближайшее время;
  • требующие решения в перспективе;

1.2.2.     Тактические:

  • требующие безотлагательного решения;
  • требующие решения в ближайшее время;
  • требующие решения в перспективе;

1.2.3.     Локальные (оперативные):

  • требующие безотлагательного решения;
  • требующие решения в ближайшее время;
  • требующие решения в перспективе;
  • не требующие решения на внешнем уровне;

1.3.   Определение цели (конечного результата). Цель может быть единичной и множественной. Под множественной целью понимается матрица предполагаемых целей. Единичная цель также имеет свою матрицу – совокупность пространственно-временных характеристик.

1.4.   Выбор СО (ПО), включая разработку и сравнение шаблонов. ШАБЛОНЫ – подразделяются на статичные и динамичные. Статичные шаблоны – не меняются во время процесса, так называемые константы (исходники). Динамичные шаблоны – во время процесса меняются. Например: показания перед началом процесса, во время процесса и после завершения процесса. В случае улучшения шаблоном становится следующий показатель (или группа показателей), иначе шаблоны не меняются. Отсюда следствие – для автономной системы положительной является работа, при которой исходный показатель перестаёт быть шаблоном.

Анализатор (здесь и далее система проводящая анализ) должен уметь сопоставлять шаблоны и результаты работы между собой, а также изменять систему шаблонов. Внешняя среда рассматривается как  система раздражителей.

1.5.   Определение системных и процессуальных характеристик явления, в т.ч. информационных, энергетических (экономических) и вещественных  (физических, например здания, транспорт, кадры и пр.) ресурсов.

1.6.   Определение показателей межсистемной (макро-уровень), экосистемной (мега-уровень) и внутрисистемной (микро-уровень) интеграции (в первую очередь направление и знака (ов) работы, т.е. «+» или «–», как в целом, так и в частностях).

1.7.   Определение характеристик ФПС.

1.8.   Определение линии равновесности Мега-уровня.

2.      Построение модели:
2.1.
   Создание методологических моделей – определение взаимосвязей уровней и ресурсов.
2.2.
   Создание математической модели (ММ).
2.3.
   Построение пространственно-временной модели (ПВМ).
2.4.
   Налаживание функциональных связей.
2.5.
   Корректирование функционирования модели.

3.      Расчёт изменений модели:
3.1.
   Корректирование цели.
3.2.
   Определение границ (шкалы) реакций математической модели на внешние и внутренние раздражители.
3.3.
   Определение соответствия реакций математической модели с ПВМ.
3.4.
   Корректирование ММ и ПВМ по отношению к реальному явлению.
3.5.
   Расчёт пессимистичного, оптимистичного и нейтрального сценариев.

4.      Изменение явления:
4.1.
   Внесение изменений.
4.2.
   Соотношение соответствия поведения реального явления с ММ и ПВМ.
4.3.
   Корректирование влияний.

5.      Мониторинг последствий:
5.1.
   Определение достижения промежуточных целей.
5.2.
   Определение устойчивости изменений.
5.3.
   Определение достижения конечных целей.

6.      Взаимодействие с явлением:
6.1.
   Включение явления в окружающую среду (новый элемент).
6.2.
   Утилизация явления.