Финансовые фобии - осенний рецидив
Образовательные услуги | Журнал "ТИАРА" | Дискуссионный клуб | Контакты





Rambler's Top100 Rambler's Top100
Вы находитесь здесь: Главная >> Журнал "ТИАРА" >> ТИАРА'2008 >> Финансовые фобии - осенний рецидив


Финансовые фобии - осенний рецидив Печать E-mail
ТИАРА'2008
Автор: Конотопов П.Ю.   
13.11.2008 16:56

Конотопов П.Ю.

Финансовые фобии - осенний рецидив

Осень... Она всегда такая... То взмывающие, то закладывающие резкие виражи стаи галок, носимые ветром ли, случаем ли, волею ли вожака... Обострение чувств, беспричинная хандра и рецидивы психических заболеваний... Осыпающиеся листья...

Осыпающиеся банки, прыгающие валютные курсы, биржевые индексы, ожидания и разочарования... Позже, конечно, очухаемся, а пока – жизнь под лозунгами: «Делай с нами – делай, как мы – делай лучше нас!!!» или «Все бежали - и я бежал...».

Сегодня многие эксперты сходятся в том мнении, что кризис мировой финансовой системы в немалой степени обусловлен действием психологического фактора в экономике. Влияние его трудно переоценить – достаточно вспомнить такие феномены как биржевая паника или покупательский ажиотаж. Корень этих феноменов в неспособности участников рынка рационально действовать и вырабатывать самостоятельную поведенческую стратегию в условиях повышенной неопределенности.

Процессы, имевшие место в годы американской Великой депрессии 1929-34 гг. и более поздних кризисов, не могли остаться без внимания научной общественности. Ориентировочно с середины 1930-х гг. в США в рамках бихевиористской школы начались исследования, связанные с изучением экономического поведения человека в различных режимах функционирования экономики.

Уже тогда было отмечено, что как в стационарных условиях, так и в условиях кризиса экономическое поведение представителей разных полов существенно разнится... Однако дальнейшего развития эта тема не получила. А зря...

Научная конъюнктура

Сегодня психология экономического поведения человека изучается рядом научных школ США и Европы. Однако назвать достижения данной отрасли знания в деле предотвращения и купирования кризисов внушительными пока трудно, особенно, если учесть, что психологические методы должны быть привнесены в такие недружественные для сторонних специалистов научные отрасли как экономика и финансы.

Более того, тематика исследований редко определяется стратегическими интересами общества, склонного сегодня инвестировать не столько в стабильность и безопасность, сколько в динамичность и эффективность. Ко всему прочему исследования, ведущиеся в различных ветвях психологии экономического поведения и финансируются из различных источников: «кризисная» ветвь, как правило, финансируется из государственного бюджета, а «стимуляционная» (направленная на управление спросом и повышение темпов обращения капитала) – из бюджета коммерческих компаний.

Как следствие, отрасль психологии экономического поведения развивается асимметрично. Сумма знаний, сформированных в рамках «кризисной» ветви психологии экономического поведения, не только объемно меньше, но и прирастает медленнее, нежели ветвь психологии экономического поведения, направленная на повышение покупательского спроса и т.п. эффекты.

В бескризисные периоды, когда экономика пребывает в относительно стационарных условиях, основной акцент в исследованиях делается на вопросах стимулирования спроса, решаются задачи повышения потребительской активности населения. В частности, здесь к заслугам специалистов в области психологии экономического поведения следует отнести достижения в области рекламно-информационного обеспечения экономической деятельности.

Используя результаты исследований в данной области, крупные рекламные агентства за период 1970-80-х гг. путем модификации потребительских предпочтений и критериев выбора добились устойчивого изменения потребительского поведения населения США и развитых западноевропейских стран. Аналогичные изменения произошли в России в 1990-е благодаря применению аналогичных приемов стимулирования спроса.

Напротив, в период кризисов возрастает интерес к иным аспектам экономического поведения – например, причинам возникновения и методам противодействия лавинообразному обвалу финансовой системы. Научная общественность обращается к этой, увы, финансово невостребованной тематике.

Так в период кризиса начала 1980-х был образован ряд действующих и по настоящее время национальных и международных исследовательских ассоциаций и фондов, ставящих перед собой задачу исследования психологических феноменов кризисного периода.

В частности, вопросами психологии экономического поведения с 1982 г. занимаются Международная ассоциация исследователей в области экономической психологии - IAREP - International Association for Research in Economic Psychology (http://www.iarep.org/) и  Международное общество по развитию бехевиористской экономики - SABE - Society for Advancement of Behavioral Economics (http://www.usask.ca/economics/SABE/). Ассоциацией IAREP выпускается журнал Journal of Economic Psychology.

Стимул – реакция

Для России психология экономического поведения является сравнительно новой отраслью научного знания. В советский период руководству государства приходилось сталкиваться преимущественно с кризисами, вызванными покупательским ажиотажем, но не с биржевыми кризисами, а ажиотажные кризисы переживаются менее болезненно. Соответственно, отечественных работ в данной отрасли знания не так много.

Те кризисные явления, которые мы наблюдаем сегодня, несомненно, станут стимулом для запуска исследований представителей множества научных отраслей. На события уже откликнулись экономисты, политологи и психологи – пока проблемными статьями, а позже - монографиями и диссертациями.

Наиболее вероятно, что в скором времени свою лепту в осмысление феномена кризиса внесут и представили других отраслей научного и вненаучного знания (вспомним, как оживились оккультисты после достопамятных событий 11 сентября).

Уверен, что обществу будет представлена полная радуга мнений и суждений, как обычно, с политическими оттенками и оценками... Потом, когда волна кризиса схлынет, большинство ораторов, сделав PR своим персонам, ухватится за следующую тему.

Но все же я надеюсь, что и после того, как нынешний кризис перестанет терзать печень отечественной финансовой системы и реального сектора экономики, научное сообщество не утратит интереса к развертывающимся сегодня событиям, видя в них не столько исторический феномен, сколько результат неразумной финансово-экономической политики, опиравшейся на авторитетные научные теории.