Образовательные услуги | Журнал "ТИАРА" | Дискуссионный клуб | Контакты





Rambler's Top100 Rambler's Top100
Вы находитесь здесь: Главная >> Журнал "ТИАРА" >> ТИАРА'2008 >> О Постановлении Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641


О Постановлении Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641 Печать E-mail
ТИАРА'2008
Автор: Пчелинцев А.П.   
16.09.2008 12:27
Пчелинцев А.П.

О постановлении Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641  «Об оснащении технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»

 3 сентября 2008 г. «Российская газета» опубликовала текст постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641  «Об оснащении технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS». Указанное постановление заменило постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. № 365 «Об оснащении космических, транспортных средств, а также средств, предназначенных для выполнения геодезических и кадастровых работ, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».

Чем была вызвана необходимость подписания нового постановления?

О необходимости внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. № 365 (разработчик Роскосмос) высказывались специалисты Минпромэнерго России, Минтранса России, МВД России, МЧС России, Росаэронавигации (здесь наименования федеральных органов исполнительной власти приведены в соответствие с действующими до июня 2008 г. наименованиями) по следующим основным причинам:

1. Под действие постановления из всего «силового» блока государства попало только Минобороны России, но в тексте не упоминались  остальные федеральные министерства и службы. В результате, целевое финансирование на закупку и разработку навигационного оборудования и систем на базе системы ГЛОНАСС МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФТС России и т.д. (за исключением Минобороны России) не предусматривалось, оснащение проводилось по остаточному принципу и закупалось более дешевое навигационное оборудование GPS иностранного производства.

2. Постановлением не охватывались системы синхронизации, связи (в том числе подвижной космической), объекты топливно-энергетического комплекса.

3. В постановлении не был заложен механизм его реализации (финансирование). В результате отечественные производители навигационного оборудования ГЛОНАСС не видели потенциальных заказчиков на серийное оборудовании ГЛОНАСС (кроме Минобороны России) и не были заинтересованы в наращивании производства. В результате навигационное оборудование ГЛОНАСС заказывалось мелкими партиями (от нескольких штук до нескольких тысяч штук), что обусловило высокую его стоимость.

4. Основным потребителем навигационного оборудования на базе глобальных навигационных спутниковых систем является Минтранс России (около 70%), при этом абсолютное большинство транспортных средств находятся в частной собственности (не в федеральной собственности). Имеющаяся нормативная правовая база не достаточна, чтобы обязать владельцев транспортных средств устанавливать навигационное оборудование ГЛОНАСС. Единственным «стимулом» для установки навигационного оборудования ГЛОНАСС был срок,  к которому транспортные средства должны быть соответствующим образом оснащены  (до 1.01.2009 г.). При этом предполагалось, что новое постановление запретит эксплуатацию транспортных средств, не оснащенных ГЛОНАСС навигацией, установит более жесткие требования по порядку оснащения транспорта, определит источники финансирования.

Учитывая, что для обеспечения масштабного использования навигационных технологий на базе ГЛОНАСС требуется дополнение нормативной базы Правительством  РФ было поручено Роскосмосу совместно с заинтересованными ФОИВ разработать дополнения в действующее постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. № 365. Срок представления проекта – декабрь 2007 года.

Различия по оснащаемым средства и сроки оснащения приведены в таблице и для наглядности выделены жирным шрифтом.

 

 Постановление от 9.06.2005 г. № 365 Постановление 25.08.2008 г. № 641
 Оснащаемые средстваСроки оснащенияОснащаемые средстваСроки оснащения
 Космические средстваНе определеныКосмические средстваНе определены
Воздушные суда государственной и гражданской  авиации

Вводимые в эксплуатацию – с 1.01.2006

Находящиеся в эксплуатации – до 1.01.2009

Воздушные суда государственной, гражданской и экспериментальной авиацииВводимые и находящиеся в эксплуатации 
с 1.01.2010
Морские суда и суда внутреннего речного и смешанного («река-море») плавания
Находящиеся в эксплуатации оснастить
до 1.01.2008
Морские суда, суда смешанного («река-море») и внутреннего плавания
Автомобильные, железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, виды которых определяются ФОИВ в пределах своей деятельности Автомобильные, железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов
Приборы и оборудование, используемые при проведении геодезических и кадастровых работ
 Приборы и оборудование, используемые при проведении геодезических и кадастровых работ
 --- Средства, обеспечивающие синхронизацию времени

 

 

Таким образом, при практически неизменной номенклатуре оснащаемых средств, сроки начала оснащения переносятся на 4 года  без определения сроков «переходного» периода. Причем и состояние орбитальной группировки системы ГЛОНАСС и существующий парк навигационного оборудования позволяют уже сегодня использовать аппаратуру спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS без ограничений.

В частности, по навигационной аппаратуре: ЗАО «КБ НАВИС» в инициативном порядке разработана аппаратура спутниковой навигации (СН 4312) для оснащения воздушных судов, которая прошла  сертификацию, а Авиационным Регистром Межгосударственного авиационного комитета выдано Свидетельство о годности изделия для использования на воздушных судах. Для аппаратуры проведена отработка штатного размещения на головных воздушных судах типа Ту-134, Ту-154-М, ИЛ 76ТД, Як-42,  Ан-74. Более того, ряд авиакомпаний уже приступили к оснащению указанной аппаратурой воздушных судов.

В течение нескольких лет вновь вводимые воздушные суда (Ту-214, Ил 114, Ил-96, SSJ-100 и т.д.) успешно оснащаются отечественной навигационной аппаратурой ГЛОНАСС/GPS.

Новым постановлением предлагается с 2010 года опять начать оснащение воздушных судов сначала, т.е. вернуться на уровень оснащенности аппаратурой ГЛОНАСС, который был в 2005 году (на момент выхода постановления Правительства № 365).

Аналогичная ситуация с морскими и речными судами. Только в данном случае новым постановлением заложено отставание на еще больший срок.

Постановлением по-прежнему не охватываются системы связи (в том числе подвижной космической), объекты топливно-энергетического комплекса.

В средствах (абонентских терминалах) подвижной спутниковой связи (например, «Инмарсат») для позиционирования объекта используется встроенный GPS приемник. Абонентские терминалы «Инмарсат» находят широкое применение как средства связи и как средства мониторинга подвижных объектов для нужд погранвойск ФСБ России, МЧС России, Минздравсоцразвития России, Центробанка России, морских судов и т.д. в случаях, когда нет возможности обеспечить связь (или мониторинг перемещения объектов) другими средствами. При этом система «Инмарсат» является фактически единственной реально доступной и функционирующей на территории России. Вместе с тем, новым постановлением использование системы ГЛОНАСС в средствах подвижной спутниковой связи (абонентских терминалах) не предусматривается. Т.е. продолжаем использовать GPS, в том числе для нужд федеральных органов исполнительной власти.

Наиболее драматичным является тот факт, что в рамках федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» на разработку навигационной аппаратуры ГЛОНАСС в период 2002-2008 годы израсходовано 1710 млн. руб. бюджетных средств. В соответствие с паспортом указанной программы серийные образцы разработанного навигационного оборудования предполагалось использовать для нужд федеральных органов исполнительной власти, в первую очередь Минтранса России. Однако, в соответствии с новым постановлением, навигационное оборудование ГЛОНАСС будет востребовано федеральными потребителями только начиная с января 2010 года. Таким образом результат от выполненных работ за 6 лет реализации федеральной целевой программы становится никому не нужным, а финансовые средства истрачены в пустую (Примечание: цикл разработки и производства навигационного оборудования составляет около 2-х лет).

Еще одним не вселяющим оптимизма является тот факт, что постановлением практически разрешена установка навигационного оборудования GPS в период с момента выхода постановления до 1 января 2010 г. Именно после этой даты использование оборудования ГЛОНАСС станет обязательным для федеральных органов исполнительной власти. В результате выделяемые на оснащение навигационной аппаратурой ГЛОНАСС денежные средства из государственного или местного бюджета уходят не на развитие отечественной промышленности и навигационной технологии, а на развитие аппаратуры и технологий GPS.

Абсолютно положительными являются пункты 3, 4, 7 постановления, который обязывает ФОИВ «силового» блока в 2008 году утвердить порядок и этапы оснащения транспортных средств. Кроме того определен источник финансирования – ГПВ. Таким образом, уже к концу текущего года в соответствующих министерствах и службах появятся не только планы оснащения, но будут сформированы заявки, определены объемы финансирования, а соответственно появится стимул для российских производителей оборудования ГЛОНАСС. Но надо заметить, что объем рынка «специального» оборудования (по мировым оценкам) составляет не более 8-10% от общего объема рынка.

«Гражданским» федеральным органам исполнительной власти (пункт 5 постановления) надлежит «обеспечить с 2010 года проведение работ по поэтапному оснащению аппаратурой» ГЛОНАСС. При этом об утверждении ведомственных нормативных правовых актов, определяющих порядок и сроки оснащения аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС систем и средств не говориться, т.е. никаких планов, кто и за что в ведомствах отвечает, никакой ответственности за невыполнение постановления. Руководители ФОИВ могут обеспечить проведение работ по оснащению транспортных средств, например, по 1 средству в год (поэтапно), а  в результате - выполнять постановление

Пунктом 6 предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией постановления осуществляется в пределах ассигнований, предусматриваемых в установленном порядке на текущее содержание ФОИВ.
Таким образом, никакого целевого финансирования на оснащение навигационной аппаратурой ГЛОНАСС не предусматривается. В результате мы получаем ситуацию, аналогичную нынешней, когда ФОИВ говорят, что средств у них на оснащение не хватает, им выгоднее покупать более дешевое оборудование GPS. Прямого указания федеральным органам предусматривать целевое финансирование расходов на закупку (разработку) и оснащение аппаратурой спутниковой навигации за счет и в пределах средств, выделяемых на эти цели в государственном бюджете нет.

Соответственно не требуются планы по оснащению, а значит, нет и ответственности за выполнение постановления. Это положение усугубляется тем, что в отсутствие устойчивого спроса на навигационное оборудование ГЛОНАСС со стороны рядовых покупателей (ввиду стоимости, сервиса, функциональности, дизайна и т.д.), только государство, задействовав механизмы регулирования и стимулирования рынка,  может выступить локомотивом внедрения «навигационной» культуры общества. В нынешней ситуации у разработчиков и производителей навигационного оборудования ГЛОНАСС нет стимула инвестировать в разработку и производство. Данное обстоятельство приведет к безвозвратной потере российской промышленностью не только мирового, но отечественного навигационного рынка.

Глобальные навигационные спутниковые системы имеют стратегически важное значение для обеспечения независимости, безопасности государств, их экономического развития. Именно поэтому страны Европы, вложив миллиарды евро, с 2014 года начнут эксплуатацию системы Галилео, Китай ведет активную разработку своей системы Компас, а США начинает переход на навигационные космические аппараты третьего поколения с новыми навигационными сигналами и новыми возможностями по ограничению доступа к «гражданским» сигналам.

Сейчас Правительством Российской Федерации рассматривается вопрос о значительном увеличении финансирования федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система». Основные средства будут направлены на развитие и поддержание группировки космических аппаратов, создание космического аппарата следующего поколения «Глонасс-К», модернизацию наземного комплекса управления, повышение точностных характеристик системы ГЛОНАСС. Однако усилия тысяч специалистов предприятий Роскосмоса и Минпрома России могут быть сведены к тому, что система ГЛОНАСС будет востребована только потребителями «силового» блока, тех министерств, для которых новым постановлением определен механизм его выполнения. Таким образом, может повториться ситуация  середины 90-х годов, когда орбитальная группировка ГЛОНАСС была в полном составе, а навигационное оборудование имелось только у Минобороны России.