Информационное общество, проблемы российского образования и науки
Образовательные услуги | Журнал "ТИАРА" | Дискуссионный клуб | Контакты





Rambler's Top100 Rambler's Top100
Вы находитесь здесь: Главная >> Журнал "ТИАРА" >> ТИАРА'2005 >> Информационное общество, проблемы российского образования и науки


Информационное общество, проблемы российского образования и науки Печать E-mail
ТИАРА'2005
Автор: Конотопов П.Ю.   
07.10.2005 22:19

Конотопов П.Ю.

Информационное общество, проблемы российского образования и науки

Тезисы к выступлению на конференции


На современном этапе развития планетарной цивилизации все отчетливее проявляется тенденция перехода от индустриального общества к обществу постиндустриальному / информационному.

Смену мировоззрения на рубеже третьего тысячелетия подготовила революция в области коммуникаций и информатизации, достигшая таких масштабов, каких не могли себе даже представить предшествующие поколения. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейших информационных технологий привели к впечатляющим изменениям в сферах образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований и социальной жизни. Информация превратилась в глобальный, жизненно важный ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития – эпоху интенсивного освоения информационных ресурсов и резкого расширения возможностей управления сложными (в том числе, экологическими и социальными) системами.

Именно информация, инфокоммуникационные технологии, управленческие и организационные новации, как могучие «локомотивы» прогресса, умчали развитые страны мира в новую цивилизацию – информационную.

Говоря о России, следует учитывать борьбу противоречивых тенденций: с одной стороны, имеются номинальные свидетельства движения общества к модели информационного развития, с другой – очевидны серьезные проблемы иного, сущностного, плана.

К номинальным свидетельствам движения в направлении к информационному обществу могут быть отнесены:

  • завоевание термином «информационное общество» места в лексиконе обширных кругов научного сообщества и политических деятелей различного уровня; 
  • попытки каталогизации, систематизации и перевода на электронные носители общественных информационных ресурсов;
  • становление и развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, средств связи и массовой информации, формирование рынка информационных технологий;
  • внимание государства к проблеме информатизации общества /например, Федеральная целевая программа "Электронная Россия"/;
  • признание концепции информационного общества в качестве одной из альтернативных моделей дальнейшего социально-экономического, политического и культурного развития России, средства для решения наиболее острых внутренних и внешних проблем.

К существенным препятствиям в движении по направлению к информационному обществу следует относить:

  • острую нехватку квалифицированных кадров, отсутствие адекватной требованиям современности системы подготовки кадров для работы в информационно-насыщенных отраслях, и особенно, в сфере информационно-аналитического обеспечения (ИАО) процессов управления;
  • отсутствие четкого и отвечающего требованиям различных социальных субъектов определения понятия «информационное общество» и системных критериев оценивания этого феномена.

Задача перехода к, так называемому, информационному обществу требует решения многочисленных проблем, лежащих не только в сфере информационных технологий, но и в сфере методологии "информационных наук". Приведу несколько примеров:

  1. В информационном обществе обращение социально значимой информации не только не ограничивается, но и стимулируется государством. С этой целью государственные институты в странах Запада создают эффективные, стандартизованные, клиент-ориентированные интерфейсы взаимодействия с гражданами и субъектами экономической деятельности всех форм. В России интерфейсы взаимодействия дестандартизованы, социальная информация не упорядоченна, отсутствуют четкие критерии отнесения информации к разряду социально значимой, распространение которой не может быть ограничено и которая не может распространяться на платной основе. Очевидно, что в методологическом плане необходимо решить такие задачи, как формирование системы стандартизации технологических и пользовательских интерфейсов и критериев для классификации информации.
  2. В информационном обществе информация выступает в качестве предмета экономических отношений, а следовательно, должны существовать подходы к оцениванию информационных ресурсов, определению их стоимости. На сегодня такие подходы не выработаны, а ценообразование в информационной сфере является процессом стихийным.
  3. В информационном обществе информационная культура и информационно-технологическая грамотность являются базисом для реализации гражданином своего личного и общественного потенциала. В России акцент с информационной культуры переведен на информационно-технологическую грамотность, которая не формирует у населения навыков работы с информацией, но вне информационной культуры становится базисом для формирования разнообразных информационно-технологических зависимостей.

Разработка системы критериальных оценок невозможна без моделей общества, его информационных ресурсов и информационных потребностей. На их основе целесообразно разработать модель общества (как частный случай – информационного) с целью выделения и последующего удовлетворения информационных и иных потребностей индивидов и общественных групп и общностей.
При этом построение такой комплексной модели требует координации усилий специалистов различных отраслей, а значит, должна быть некая системная метамодель, которая будет выступать в качестве концептуального стержня будущей комплексной модели. Потребность в стержневой метамодели очевидна, поскольку без нее все дальнейшие усилия приведут исключительно к тому, что многообразие частных аспектуальных моделей будет расти без полезного приращения количества знаний о феномене общества (в частности – информационного), закономерностях его существования и развития. Кроме того, такая метамодель создает предпосылки для классификации информации и соотнесения с уровнями иерархии общественных и государственных институтов управления, установления их информационных потребностей и выработки путей, методов и требований к ИАО управления.
Поставленный нами вопрос о модели (метамодели) информационного общества имеет парадигмальный характер, поскольку она дает непосредственную возможность для определения предмета управления информационными потребностями в частности и, соответственно, информационным обществом в целом.

В качестве отклика на существующую потребность в метамодели такого характера творческим коллективом группы ТИАРА и фонда НЕФРИТ была создана и апробирована метамодель общества как сложной информационной системы, стратифицированной по типам отношений и эшелонированной по уровню системной организации. Данная модель позволяет установить состав и характеристики комплекса базовых потребностей социальных субъектов различного уровня системной организации, выявить характер и потенциальные источники угроз для таковых субъектов. Апробация модели при исследовании феномена терроризма позволила получить интересные выводы, которые могут найти широкое применение при выработке стратегии и тактики профилактики террористических акций, формировании своеобразного "социального иммунитета".
Задача синтеза стержневой метамодели решалась с использованием развиваемого нашим коллективом системно-эталонного подхода, опирающегося на обширную методологическую базу, охватывающую положения общей теории систем, теории информации, кибернетики, психологии, социологии и ряда других наук.
Подводя итог вышесказанному, заметим, что работа в информационной сфере (в сфере ИАО процессов управления), безусловно, требует междисциплинарного подхода. В этой связи возникает необходимость в постановке вопросов следующего характера:

  • подготовка квалифицированных кадров, в том числе специалистов, способных решать задачи интеграции частных моделей на основе концептуальных метамоделей;
  • выделение информационного направления в самостоятельную отрасль (систему)  научных изысканий;
  • координации и государственной поддержки междисциплинарных исследований по проблемам формирования эталонной модели будущего российского общества.