Сознание и модельный мир субъекта в процессах рефлексивного управления
Образовательные услуги | Журнал "ТИАРА" | Дискуссионный клуб | Контакты





Rambler's Top100 Rambler's Top100
Вы находитесь здесь: Главная >> Журнал "ТИАРА" >> ТИАРА'2005 >> Сознание и модельный мир субъекта в процессах рефлексивного управления


Сознание и модельный мир субъекта в процессах рефлексивного управления Печать E-mail
ТИАРА'2005
Автор: Куликова Н.В.   
06.10.2005 23:40

Куликова Н.В.

Сознание и модельный мир субъекта в процессах рефлексивного управления

Человеку свойственно познавать мир не в режиме пассивного созерцания, а в процессе практической преобразовательной деятельности, через активное отражение в сознании познающего субъекта окружающей его действительности. При этом сознание выступает не только и не столько в качестве хранилища запечатленных образов, сколько как инструмент управления деятельностью по преобразованию действительности, адаптации ее свойств к потребностям субъекта.[1] Указывая на активность отражения, мы подразумеваем высший тип отражения – целенаправленное, сознательное отражение объективной реальности. Для осуществления результативной, успешной деятельности, сознание должно быть ориентировано на цель, и иметь во всех своих сферах (чувственной, образной и понятийной) некую модель результата своей деятельности. В процессе познания человеком объективной реальности в его сознании происходит конструирование ее субъективной модели (или - субъективной реальности), которое мы называем в данном случае «модельным миром субъекта» [2]. Рефлексивные процессы (как процессы активного сознательного отражения субъектом объективной реальности) связаны, прежде всего, с построением иерархизированной системы моделей, в которой определены уровни модельного отображения действительности в сознании субъекта.[3]

Известно, что управлять сложными системами (способными, в системе субъектно-субъектных отношений самостоятельно принимать решения) можно только «рефлексивным» путем, а под процессом рефлексивного управления принято понимать «процесс передачи оснований для принятия решения одним из персонажей другому».[4] Осуществление рефлексивного управления является целенаправленным процессом изменения состояния внешней среды (объекта управления) в целях моделирования реакции (поведения), желательной для управляющей системы.

Передача управляющего воздействия осуществляется с помощью «сигналов» управления, которые в системе субъектно-субъектных отношений чаще всего передаются посредством семантических конструкций. При этом каждый субъект оперирует в рамках своей системы представлений и подразумеваний, являющихся основным содержанием модельного мира субъекта. Так или иначе, всегда, при осуществлении управляющего воздействия происходит информационное взаимодействие разнокачественных модельных миров данных субъектов, имеющее рефлексивную природу. Сущность этого взаимодействия и структура модельного мира субъекта более подробно описана в предыдущей публикации [2], здесь же мы хотим обратить внимание читателей на вопросы иерархии взаимодействия модельных миров и эффективности рефлексивного управления.

В жизненной практике известным является такой факт: тот, кто опытнее, грамотнее, умнее (и т.п.), тот имеет больше преимуществ перед менее опытным или менее умным противником, то есть – может оказывать на него управляющее воздействие с большим успехом и большей гарантией того, что получит желаемый для себя эффект. В системных теориях это находит свое выражение в следующем требовании к управляющей системе: она должна быть более высокого уровня системной организации, чем управляемая система. С точки зрения эффективности «обмена модельными мирами» это требование будет звучать так: модельный мир управляющего субъекта должен иметь более высокий иерархический уровень (и значит – быть сложнее, организованнее), чем модельный мир управляемого субъекта.

Возвращаясь к теме рефлексии сознания в процессах управления, можно утверждать следующее: от уровня системной организации и степени «вооруженности» сознания субъекта управляющими средствами зависит успешность и эффективность рефлексивного управления. Причем, тем успешнее будет воздействие, чем в большей степени эти средства будут понятны и адекватно воспринимаемы управляемым субъектом. Следовательно, для повышения гарантий достижения целей рефлексивного управления, нужны такие символические средства, которые обладают наивысшей степенью общности отображаемых символов (понимаемых и воспринимаемых всеми одинаково) при сохранении естественной, биологически свойственной человеку логики восприятия (рефлексивной).

На наш взгляд, таким средством, могущим значительно обогатить методологический аппарат рефлексивного управления, являются онто-терминологические конструкции общесистемного свойства, представленные в виде концептуальных моделей, разрабатываемые нами в рамках системно-эталонного подхода, на практике доказавшие свою состоятельность, эффективность и высокую степень пригодности для решения задач рефлексивного характера.[5]

Литература

1. Куликова Н.В. Сущность и алгоритм рефлексивных процессов.

2. Куликова Н.В. Субъектно-субъектные отношения и модельные миры, тезисы. Институт философии РАН, 2005.

3. Куликова Н.В., Конотопов П.Ю. Человек как информационная система.

4. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. Изд.второе, перераб. и дополн. — М.: Изд-во «Советское радио», 1973.

5. Конотопов П.Ю., Куликова Н.В. Основы информационно-аналитической деятельности и модельного обеспечения процессов управления (системно-эталонный подход). Методическое пособие, - М: 2005.