Человек как информационная система (часть 2)
Образовательные услуги | Журнал "ТИАРА" | Дискуссионный клуб | Контакты





Rambler's Top100 Rambler's Top100
Вы находитесь здесь: Главная >> Журнал "ТИАРА" >> ТИАРА'2004 >> Человек как информационная система (часть 2)


Человек как информационная система (часть 2) Печать E-mail
ТИАРА'2004
Автор: Куликова Н.В.   
06.10.2004 23:34
Куликова Н.В.

Человек как информационная система (часть 2)

Об эволюции человеческого разума

Весь организм человека в целом являет собой систему, могущую воспринимать, обрабатывать сигналы и формировать реакции в ответ на появление широкого спектра различных сигналов из окружающей среды. И с этой точки зрения даже на уровне физических реакций мы, безусловно, уже можем рассматривать его как сложную информационную систему, предназначением которой является адаптация и развитие данного организма в окружающей среде обитания в условиях естественного отбора.

Вслед за совершенствованием физиологических реакций у биологических систем более высокого уровня социальной организации развивается и специализируется сфера чувств, проявляющихся не только как различающиеся между собой ощущения, но и как эмоционально окрашенные реакции (определяющиеся стереотипами, выработанными на основе исторического опыта, эволюционно фиксирующегося в ДНК и проявляющихся впоследствии через систему инстинктивных предпочтений).
Только у человека, как более высоко организованного социального субъекта, имеющего способность к речи и символизации объектов, придания им имен и оперирования символами и именами, есть уникальная возможность эти чувства и эмоции определять, называть и интерпретировать.

По мере развития эмоциально-чувственной сферы совершенствуются и средства и методы коммуникации, закрепляющие и развивающие социальные отношения (такие, например, как речь), а по мере развития языковой (речевой) формы общения, совершенствуется и ролевая система отношений, которая в конечном итоге приводит к образованию социальной иерархии .
Необходимость позиционирования своего рода (племени, клана, и пр.) приводит к развитию как внутриплеменных, так и внеплеменных форм и видов коммуникации. В клане (роде, племени) выделяются представители (лидеры, «иерархи»), которые обладают авторитетом и могут выразить волю всего клана посредством сигналов, понятных другим объединенным человеческим сообществам.

Таким образом, обеспечивая межгрупповую (межклановую, межплеменную) коммуникацию, человеческая цивилизация совершенствовала язык и другие символьные формы, условно отображающие какой-либо объект, те или иные отношения. Опыт такого информационного взаимодействия-обмена, также как и опыт наиболее адекватных и эффективных для выживания психических и физиологических реакций, записывался в течение многих тысячелетий на ДНК.

Практически вся эволюция объектов живой природы на планете Земля (и в том числе эволюция человека как мыслящего субъекта) отражена в эволюции ДНК как процесс совершенствования ее информационных свойств, предполагающего усложнение системной организации не только структуры белковых тел, но и форм информационного обмена.
У человека, по мере совершенствования форм и способов коммуникации (как межличностной, так и межгрупповой), развиваются биологические, интеллектуальные и психические ресурсы.
- Развивается ЦНС и периферийная нервная система, включая усовершенствование органов чувств;
- Специализируются и усложняются нейронные цепи и синапсы;
- Усложняется фонетический аппарат и, соответственно - выразительность речи и многообразие языков общения (включая и попытки создания образов и символов для передачи информации, т.е. – формализации языка)

В конечном итоге развивается мышление (как функция мозга по обработке информации) и сознание (как основной аппарат по оперированию информацией), базовой основой которого является символьное мышление. Мозг становится более сструктурированным, развивается и специлизируются отделы мозга (сейчас, например, они отвечают не только за обеспечение управления различными органами и системами организма, но и разными интеллектуальными операциями: обработка образов, память и пр.). Прежде всего, развивается т.н. «неокортес», т.е. корковая часть полушарий, отвечающая за ассоциативные цепи прохождения сигналов [по нейронным сетям], интерпретацию данных и выработку мыслеформ, являющихся итоговым продуктом мыслительной деятельности.

Общепринято считать , что левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое – образное, но при этом обработка данных (особенно тех, что поступают из внешней среды) происходит в обоих полушариях одновременно, с помощью «моста» между ними – мозолистого тела. В зависимости от преобладания того или иного вида информации во входящем потоке (образно-символической, абстрактно-смысловой либо визуально проявленной или эмоционально окрашенной), возникает разной степени подкрепление и подтверждение в нейронных сетях (по которым и выстраиваются т.н. «ассоциации» или логические цепочки мышления) каждого полушария. При этом постоянно идет переключение с одного на другое и таким образом происходит формирование цепи формирования «рассуждений» нашего мозга , которые мы получаем в виде распознаваемых и называемых нами понятий (слов и смыслов), чувств (ощущений и эмоций) и образов (отображений и представлений).
При слаженной синтетической работе обоих полушарий (особенно при работе над абстрактными объектами) происходит формирование совокупности мысле-образов, мысле-чувств и мысле-понятий, что (сообразно вышеописанным принципам системной целостности) преображается в качественно иную форму – абстрактные "психоконструкции" , но фиксируются они человеком все равно в виде той формы, которая более выражена относительно других .

При оперировании формализованной системой данных (например, символами, имеющими конкретные формы проявления в виде изображений, ощущений и слов [звуков]) преобладает конкретно-предметное мышление, основанное на четко структурированной логике мыслительных операций, совершаемых левым полушарием. При обработке информации неформализованного характера (представления, эмоции, смыслы) преобладает абстрактно-[объектное] мышление, основанное на процессно-циклической работе правого полушария. Причем, в первом случае продуктом мыслительной операции будут являться формализованные логические конструкции, а во втором – неформализованные, но имеющие отражение в образно-эмоциональной сфере, поэтому правому полушарию принято отводить роль образно-чувственного характера, а левому – логического).

По мере развития корковой части мозга и совершенствования работы его отделов (особенно – височных и лобных долей, отвечающих за память, соображение, интерпретацию информации и «выдачу продукта» мыслительной деятельности), совершенствуется и система сбора и фильтрации информации (рецепторы, синапсы и нейронные сети), а также – система реагирования: повышается скорость психомоторных реакций, формируются стереотипы психоэмоциональной сферы, повышается автоматизм реагирования на типовые ситуации и т.д., вплоть до формирования прогностических способностей типа «предчувствия.

Иными словами – человек на протяжении своей эволюции постоянно совершенствуется как информационная система одновременно по всему спектру информационных операций: сбор, отбор, различение, обработка, интерпретация, выработка решений, управление (в виде трансляции сигналов вовне). Формализация сигналов (в форме изображения, звуков-слов, жестов, имеющих социально-культурный контекст, символов, понятных другим и пр.) значительно облегчает коммуникационный процесс с себе подобными, а закрепление формализованной информации в виде знаний обеспечивает ее непрерывность и преемственность на длительном историческом отрезке развития человеческой популяции.

По мере усложнения и развития многообразия форм социальной организации и возникновения обособленных общностей более сложного типа, чем племя (род, национальность, нация) становится крайне необходимым и их стандартизация, т.е. – возникновение языков и аппаратов формализации понятных либо подавляющему числу членов сообществ, либо тем, на кого возложена функция меж-родовой, меж-национальной, меж-профессиональной коммуникации.