Человек как информационная система (часть 1) |
![]() |
![]() |
ТИАРА'2004 | |||
Автор: Куликова Н.В., Конотопов П.Ю. | |||
06.10.2004 23:26 | |||
Куликова Н.В., Конотопов П.Ю. Человек как информационная система (часть 1)Данной статьей мы продолжаем цикл публикаций на тему «Человек как информационная система». Нам видится, что раскрытие этой темы весьма важно для понимания феномена мыслительной деятельности человека, основным видом профессиональной деятельности которого является информационно-аналитическая работа.
Таким образом, если представлять человека как информационную систему, можно предложить следующую формулировку: Человек как информационная система (ЧИС)[7] представляет собой целостную совокупность иерархически организованных биологического, социального, интеллектуального и психического контуров, работающих как единая система восприятия, сбора, обработки, воспроизведения и порождения информации в процессе познания им объективной реальности и создания ее субъективной модели (субъективной реальности). В соответствии с предложенным вариантом декомпозиции на контуры, осуществляется и условное членение сознания на одноименные иерархические уровни: биологический, социальный, интеллектуальный и психический[8]. При этом сознание рассматривается уже не как абстрактная философская категория, а как динамический процесс, реализуемый на базе информационного референта (информационной инфраструктуры) человеческого организма, представленного совокупностью информационных подсистем. При этом информация для ЧИС является основным средством познания и упорядочения окружающей реальности. Прежде всего - в сознании человека, в котором совокупность познанного отражена в виде т.н. «модельных миров» (см. статью Конотопова П.Ю. «Информационно-аналитическая работа и модель мира эксперта-аналитика»). Специфика проявлений информационной сущности человека определяется системной организацией и механизмом функционирования вышеупомянутых информационных контуров, имеющим четко выраженную рефлексивную природу и проявляющихся через наличие у человека соответствующей, иерархически организованной системы потребностей. С помощью рефлексии (как механизма осуществления обменных операций) человек может, как воспринимать информацию, так и отражать ее вовне, причем:
Базисом, материальной основой всей иерархии информационных контуров (и вообще - основой физического существования ЧИС) является биологическое тело человека, в котором воплощен биологический контур обработки информации низшего уровня, точнее - данных (результатов «измерений»). Человеческое тело имеет сложную системную организацию и обладает высоким потенциалом адаптивности (приспособляемости к изменениям окружающей среды вплоть до сознательного ее изменения под свои специфику и нужды). Эта системная организация, определяющая строгий порядок и высокий уровень автоматизации процесса функционирования всего человеческого тела, отражена как в структуре отдельно взятой клетки любой ткани любого органа, так и во всем организме в целом. С момента зачатия и до момента смерти, то, что является физическим телом человека, осуществляет обменные процессы с окружающей средой, в которых постоянно задействованы все системы имеющегося на данный момент организма, все его органы, все ткани, все клетки. Несмотря на то, что развитие человеческого тела начинается с одной, оплодотворенной яйцеклетки (вследствие реализации строго последовательного алгоритма внутриутробной эволюции развивающейся до уровня сложнейшей биологической системы, имеющей многофункциональный характер), каждая клетка человеческого тела, каждый орган и каждая система его организма имеют свою, четко выраженную специализацию. Весь организм работает как сложнейшая резонансная система приема и обработки информации, поступающей из окружающей среды. Для клетки такой средой является то, что находится за пределами ее мембраны, а для всего организма то, что находится за пределами человеческого тела. Таким образом, весь организм в целом постоянно участвует в обменных процессах (взаимодействует) с окружающей средой. С точки зрения познающего субъекта, каждый элемент окружающей среды несет некоторое количество информации, воспринимаемой им как посредством специализированных органов чувств, так и в целом - всем организмом. Полученные данные подвергаются обработке всей совокупностью информационных контуров, в результате чего часть из них воспринимается (преобразовывается) в информацию соответствующего уровня иерархии. Тем самым мы подчеркиваем утилитарность информации, привязанность ее к субъекту. Различная структура тканей организма, отличающихся друг от друга плотностью, конфигурацией клеток и их функциональными свойствами, позволяет органу воспринимать информацию строго определенных свойств, т.е. работать в четко определенном коридоре резонансных колебаний, играя роль приемника (ткани органов и систем), передатчика сигналов (нервные волокна) или оператора по обработке информации и выработке реакции (отделы мозга). Определяющим в работе тканей-органов-систем при оперировании с поступающей информацией является специфика ядра клеток, выполняющих (по аналогии с компьютером) функции оперативной памяти. По той же аналогии можно сказать, что bios этой системы является ДНК клетки, находящаяся в ее ядрышке и определяющая логику оперирования. Процесс информационного обмена (на клеточном уровне) происходит при активном участии РНК, с помощью которого происходит доставка новой информации из окружающей среды до ДНК клетки. Все процессы на микроуровне происходят весьма быстро и автоматически, несмотря на то, что технологическая цепочка их достаточно сложна, потому что включает в себя реакции разного свойства и характера - биохимические, гормональные, электролитные и др. Мы замечаем их только на макроуровне, по реакциям отдельных органов и систем, с помощью идентификации и интерпретации этих реакций нашим мозгом, и воспринимаем их в виде различных ощущений. Но это касается только процессов физиологического уровня, объясняющих логику функционирования человека как биологической системы, но еще не объясняет нам, каким образом осуществляется работа других его информационных контуров (наряду с биологическим контуром реализующих функции сознания, с помощью которого человек познает окружающий мир и продуцирует информацию). Для этого необходимо осмыслить эволюционный процесс развития человека как информационной системы и более глубоко исследовать роль ДНК в этом процессе. Если принять за постулат утверждение, что главной «задачей» эволюции живой природы является развитие т.н. «мыслящей материи» (т.е. субъекта, оперирующего имеющейся информацией и производящего информацию), то ДНК, безусловно, является носителем таких операторных возможностей. Говоря иначе, эволюция живой природы в явном виде прослеживается через эволюцию ДНК. У человека, по сравнению с другими объектами живой природы, ДНК (в которой записаны и все параметры биологического тела человека, и весь исторический опыт эволюционирования его как вида и адаптации в окружающей среде) имеет более сложную белковую структуру. По сравнению с другими, находящимися на более низкой ступени эволюционного развития, живыми существами, биологическое тело человека обладает значительным запасом прочности и потенциалом развития[9] и более устойчиво к мутациям. Человеческий организм действительно является венцом эволюции земных существ и именно в ДНК человека заложены (»записаны» с помощью белковых композиций) эталонные характеристики и весь алгоритм эволюции человека как мыслящего субъекта. Эволюция всех живых существ есть процесс адаптации (приспособления) их под меняющиеся условия окружающей среды и, соответственно, процесс накопления и генетического закрепления навыков и умений по жизнеобеспечению себя и своей популяции (как непременное условие выживания индивида). Механизм адаптации человека отличается от механизма адаптации объектов растительного и животного мира наличием развитого индивидуального и коллективного сознания, позволяющим человеку не только приспосабливаться, но и сознательно, активно-творчески влиять на изменение окружающей среды[10] за счет развития социальной, интеллектуальной и психической сфер своей жизни. Еще раз подчеркнем, что это обусловлено более высокой степенью сложности и более высоким уровнем системной организации его ДНК, которое, собственно говоря, и является тем основным оператором, посредством которого осуществляются логические операции по обработке информации и выработки итоговых «решений» - реакций каждой клетки на изменения в окружающей ее среде. Последние достижения из области генной психологии, волновой генетики, нейролингвистики и других наук, изучающих информационные аспекты психических, мыслительных и коммуникационных процессов, подтверждают ранее высказанные гипотезы об их волновой, био- и электро-магнитной (полевой) природе. Вот что, например, пишет автор работы «Теория волнового кода памяти», Лебедев А.Н.: «...Информация в памяти человека закодирована пакетами волн, образуемых согласованной активностью множества центральных нейронов. Импульсы отдельного нейрона, распространяясь по аксону, возбуждают параллельно через синапсы активность многих других нейронов, мышечных или секреторных клеток. Получая ответные импульсы, нейроны втягиваются в согласованную ритмичную активность. Порядок следования импульсов отдельного нейрона во многом случаен, но согласованная активность нейронов, образующих ансамбль, высоко упорядочена, ритмична. Периоды и амплитуда таких колебаний могут изменяться в широких пределах, из-за втягивания в коллективный ритм множества разных нейронов. Число последовательных импульсов, генерируемых звеном за один период, служит элементарной единицей информации. Эта единица подобна букве в составе слова. Пакеты волн хранят разнообразные единицы информации - признаки объектов восприятия, образы и программы поведения, отвлеченные понятия»[11] Таким образом, для понимания того, как происходит процесс обработки информации всеми вышеупомянутыми информационным контурами, а не только биологическим контуром. Здесь полезно напомнить о четко выраженных принципах системного устройства организма: клетки объединены в ткани, ткани образуют органы, органы объединены в системы, причем наиболее важным является понимание того, что каждый последующий, более высокий уровень системной организации отличается от предыдущих уровней не только количественно, но и качественно[12]. Изменение качественных характеристик приводит к появлению совершенно других свойств и оперативных возможностей системы, в которой разные уровни системной организации материи отражены в следующей последовательности: ДНК - клетка - ткань - орган - системы органов - организм в целом. Каждый уровень обладает своими частотными (или био-резонансными) характеристиками, от которых зависят и воспринимающая способность и уровень операторных возможностей, т.е. - специфика информационных свойств. Нельзя сказать, что клетка или орган, обладают собственным разумом, и уж тем более - самосознанием, но все процессы по восприятию информации (в виде «сигналов», понятных клетке или органу на «языке» биохимических, электролитных и био-магнитных реакций), обработке полученных «данных», их интерпретации и выработке реакций-»решений» автоматизированы и определены 4-мя факторами:
Более сложные системы, такие, например, как нервная и гормональная, способны различать сигналы еще более высокого уровня сложности (например, изменения в психоэмоциональной сфере), тем самым, обеспечивая материальный (биологический) базис для реализации информационных возможностей человека на следующем после физиологического - социальном уровне. Причем восприятие и различение сигналов происходит как поступающих изнутри человека (его собственные ощущения и эмоции), так и извне его (эмоции и ощущения других людей). Мозг же человека, который состоит из нервных клеток с различной специализацией, имеет сложный, многофункциональный и многоуровневый уровень организации своих отделов и призван обеспечивать функции управления организмом, способен воспринимать, различать, интерпретировать информацию и формировать реакции на следующем информационном уровне - интеллектуальном, на котором характер сигналов (информации) качественно отличается от предыдущих уровней:
Как упоминалось выше, работа «социального» информационного контура отражает психофизиологический и психоэмоциональный уровень реакций человека на внутренние или внешние раздражители, что напрямую связано с такой сферой как чувства. Возникновение чувств[14], обусловлено технологически сложной совокупностью физических, биохимических, гормональных и нейрогуморальных процессов, в которых участвует практически весь организм. И, прежде всего, те его органы и системы, которые отвечают за различные стадии информационного процесса (например, так, как это происходит при телесном контакте мужчины и женщины при наличии эмоций влечения и расположенности их друг к другу):
При работе интеллектуального информационного контура происходит то же самое: задействуются все предыдущие уровни + реакции происходят на более высоком уровне и основаны на протекании процессов биомагнитного и биорезонасного характера. Чтобы продемонстрировать это, обратимся к такому феномену, как восприятие человеком слов. Эволюция психики и интеллекта человека нашла свое отражение, прежде всего, на усовершенствовании структуры мозговой ткани и формирования модульных, ассоциативных связей между корой и подкоркой, правым и левым полушарием и между всеми отделами мозга. Эти модули образованы сложной сетью нервных клеток (нейронов), которые могут связываться между собой не только в пределах одного полушария (где процесс передачи сигнала имеет биохимическую природу), но и между разными отделами мозга (где передача сигнала происходит посредством электромагнитных процессов). Запуск тех или иных ассоциативных связей и выработка реакции могут быть вызваны раздражителями совершенно различного класса: от физических (включая звуковое) до абстрактных (включая воображаемые представления). Бессер-Зигмунд пишет: «На уровне структурной организации мозга тот факт, что мы запоминаем, обрабатываем и используем слова, постоянно образуем новые взаимосвязи, в какой-то степени является результатом работы тела. ...Когда мы слышим, читаем или представляем какое-либо слово, то посредством электромагнитных процессов активизируется сразу несколько цепочек-модулей, происходит запуск т.н. «модульной программы». Действие этих модульных программ распространяется и на те структуры мозга, которые отвечают за управление функциями организма. Таким образом, слова могут вызывать и телесные реакции».[15] Но также известен и тот факт, что слова являются для человека мощным фактором (едва ли не самым сильным среди других факторов, имеющих физическую природу), влияющим на работу его информационного психического контура, так как оказывают значительное влияние на специфику протекания психических процессов. Очевидно, что работа информационных контуров взаимосвязана и взаимообусловлена, и что процесс восприятия информации, различения, интерпретации и выработки реакций-»решений» происходит на всех уровнях одновременно, где приоритеты проявления каждого из них определяются спецификой принимаемых сигналов (ситуационного контекста), задающих глубину необходимой проработки. Поскольку работа информационных контуров интеллектуального и психического уровня имеют тот же базис, что и работа информационного контура социального уровня (наиболее близкого к биологическому), мы также можем утверждать, что в конечном итоге базисом для формирования реакций интеллектуального и психического уровня является ДНК. Собственно, логику понимания человека как информационной системы, можно изложить с помощью следующей последовательности фактов:
Такой трактовкой понятия сознания снимается целый ряд противоречий, представленных во множестве философских и психологических школ, а также дискуссии о соотношении материального и идеального в теории познания. Продолжение следует... [1] Коштоев В.В. Информационные системы и феномен жизни, Тбилиси, 1998. [2] В научном мире принято считать, что касается души, то «в этом плане человек отличается не столько сознанием вообще, сколько Осознанием самого себя, своей историчности, своей приближающейся смерти». Философский Энциклопедический Словарь, 1994 г., Москва, Изд-во «Прогресс» [3] Известные эволюционные ступени развития человека земного: Homo-musculis (человек как биологический вид), Homo-socialis (человек как общественное существо), Homo-sapiens (человек «разумный», т.е. как интеллектуально развитый субъект), Homo-spiritus (человек духовный, т.е. как психически совершенная личность). [4] В данном случае, используя понятие «сущность», мы следуем современной философской традиции. [5] рассмотрения. Спектр проявления этих «сущностей» подобен спектру проявления темпераментов человека: в каждом человеке проявлены все четыре типа темпераментов, но каждый человек проявляет их по особенному, инидивидуально [6] В эзотерической традиции существует некий аналог понятию информационного контура, именуемый «тонким телом» человека; принято выделять эфирное, астральное, ментальное и каузальное тела. [7] Этим сокращением в данной работе мы будем пользоваться для удобства, чтобы много раз не повторять все длинное словосочетание. [8] Каждый из подчиненных уровней является базисом для следующего [9] Например, известно, что человек в настоящее время использует возможности своего мозга не более, чем на 10% от имеющегося у него потенциала. [10] Более подробно о сущности и механизмах адаптации изложено в диссертационном исследовании автора «Социально-психологические аспекты мировоззренческой и нравственной адаптации общества на современном этапе», 2002 г. [11] Лебедев А.Н. «Теория волнового кода памяти - инструмент для решения фундаментальных и прикладных психологических проблем», Институт психологии РАН. [12] Это происходит за счет реализации характеристик целостности и иерархичности. См. выше, определение «система». [13] Мы понимаем под мыслеформами некие до-вербальные, до-образные и до-чувственные представления, отраженные в нейронных структурах устойчиво существующими, но ситуационно проявляющимися, системами артефактов знаний. [14] В данном случае имеются ввиду не органы чувств, а чувства как переживания. Причем, независимо от того, отражены ли они в сфере физических ощущений или воспринимаются только в качестве эмоций, как реакции психического свойства. [15] Бессер-Зигмунд К., Магические слова, пособие по психологической самозащите. Изд-во «Питер», С.-Петербург, 1996 г. стр. 18-19.
|