Образовательные услуги | Журнал "ТИАРА" | Дискуссионный клуб | Контакты





Rambler's Top100 Rambler's Top100
Вы находитесь здесь: Главная >> Журнал "ТИАРА" >> ТИАРА'2004 >> Человек как информационная система (часть 1)


Человек как информационная система (часть 1) Печать E-mail
ТИАРА'2004
Автор: Куликова Н.В., Конотопов П.Ю.   
06.10.2004 23:26

Куликова Н.В., Конотопов П.Ю.

Человек как информационная система (часть 1)

Данной статьей мы продолжаем цикл публикаций на тему «Человек как информационная система».

Нам видится, что раскрытие этой темы весьма важно для понимания феномена мыслительной деятельности человека, основным видом профессиональной деятельности которого является информационно-аналитическая работа.

При попытке познания и описания человека как «информационной» системы, на наш взгляд, прежде всего, необходимо более полно и глубоко раскрыть смысл и содержание основных понятий: «информационная система» и «человек».

Однако в рамках данной статьи мы ограничимся лишь кратким изложением содержания этих понятий. Итак:


1. Информационная система - это система, предназначенная для оперирования информацией [восприятия, сбора, обработки информации и формулирования выводов] в целях выработки управленческих решений.

В современной науке все чаще встречаются трактовки этого понятия, типа: - «вся сумма современных знаний с большой степенью достоверности разрешает утверждать, что все живое - это в первую очередь - информационные системы, а эти системы - первичны, изначальны, как и неживая материя».[1].

2. Человек (традиционная формулировка): - высшая ступень млекопитающих на Земле, которая, благодаря своей единственной в некотором роде душевно-духовной[2] организации является личностью, субъектом, способным к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения, познание окружающего мира и активное его преобразование;

Сегодня сущность Ч. видят в том, что он отличает ценностное от целесообразного, полезного, приятного, может различать и оценивать, наделять и наполнять смыслом мир вокруг себя. Вокруг существенного и значительного возникает микрокосмос индивида, отраженный в т.н. «модельных мирах» и «психологической реальности», формируемых человеческим сознанием.

Наиболее важной особенностью человека как вида, отличающей его от животных (в т.ч. - высокоразвитых приматов и пр., имеющих зачатки интеллекта) является его способность к отображению в знаковой (символической) форме получаемой им информации, т.е. - к формализации информации и передаче опыта следующим поколениям в форме сотворенных человеком знаний.

С этой точки зрения, среди других биологических видов планеты Земля, человек является наиболее эволюционно развитым субъектом, могущим не только воспринимать информацию из окружающего пространства, но и творчески преобразовывать ее.

Причем, человек, по мере накопления знаний и расширения представлений о себе и мире, постоянно совершенствует навыки по оперированию вышеуказанными категориями [видами, типами и формами] информации, эволюционируя в качестве субъекта, могущего быть рассматриваемым и представленным как информационная система.

В гуманитарных науках принято считать, что человек оперирует информацией посредством сознания, однако, несмотря на частое употребление этого термина, он определен крайне расплывчато и противоречиво. Точно также в физиологии органом, ответственным за переработку информации, принято считать мозг, за которым признается такая функция как мышление. Вместе с тем, очевидным является и то, что человеческое тело как биологическая система также участвует в процессах восприятия и обработки информации.

Поэтому, представляя человека как информационную систему, мы должны установить ее состав и функции компонентов этой информационной системы, уточнить сущность феномена «сознание», а также учесть и раскрыть весь спектр его информационных возможностей (т.е. - все типы воспринимаемой и преображаемой им информации и механизм работы его биологической системы, оперирующей этой информацией).

Человек может воспринимать, различать и преобразовывать информацию различного характера во всем ее многообразии:


  • физико-химическую (вкусовую, тактильную, обонятельную, визуальную, звуковую и пр.)
  • эмоциональную (социально-коммуникационную, статусно-ролевую, информацию, обозначающую межличностные и групповые субъектно-субъектные и субъектно-объектные отношения, информацию культурологического свойства и т.д.)
  • интеллектуальную (знаковую, символическую, смысловую, предметно и профессионально ориентированную, абстрактно-теоретического свойства, целе-ориентационного характера и пр.)
  • психическую (о состояниях и переживаниях себя и других людей, информацию нравственного и морального характера, информацию психологического свойства, информацию о высших ценностях и смысле жизни и т.д.)
Для человека характерно проявлять себя посредством реализации тех или иных потребностей (которые развиваются по мере эволюционирования человеческой цивилизации).[3] Характер этих потребностей позволяет выстроить их иерархическую модель, в которой можно выделить контуры, аналогичные типам воспринимаемой человеком информации:

  • биологический контур (физический уровень информации);
  • социальный контур (эмоциональный уровень информации);
  • ментальный контур (интеллектуальный уровень информации);
  • душевно-духовный контур (психический уровень информации).
Выделение этих, взаимозависимых и взаимообусловленных, контуров, образующих целостную систему, позволяет нам построить стратифицированную и эшелонированную модель человека как информационной системы, образованной совокупностью четырех т.н. «сущностей»[4]: биологической, социальной, ментальной и душевно-духовной.[5] Назовем их информационными контурами[6] человека, с помощью которых он и осуществляет непосредственный информационный обмен с окружающей средой (включая и межличностную коммуникацию). Совокупность этих контуров образует человеческое существо, обладающее, в отличие от других биологических существ, специфическими характеристиками, особенностями и возможностями.

Таким образом, если представлять человека как информационную систему, можно предложить следующую формулировку:

Человек как информационная система (ЧИС)[7] представляет собой целостную совокупность иерархически организованных биологического, социального, интеллектуального и психического контуров, работающих как единая система восприятия, сбора, обработки, воспроизведения и порождения информации в процессе познания им объективной реальности и создания ее субъективной модели (субъективной реальности).

В соответствии с предложенным вариантом декомпозиции на контуры, осуществляется и условное членение сознания на одноименные иерархические уровни: биологический, социальный, интеллектуальный и психический[8]. При этом сознание рассматривается уже не как абстрактная философская категория, а как динамический процесс, реализуемый на базе информационного референта (информационной инфраструктуры) человеческого организма, представленного совокупностью информационных подсистем.

При этом информация для ЧИС является основным средством познания и упорядочения окружающей реальности. Прежде всего - в сознании человека, в котором совокупность познанного отражена в виде т.н. «модельных миров» (см. статью Конотопова П.Ю. «Информационно-аналитическая работа и модель мира эксперта-аналитика»).

Специфика проявлений информационной сущности человека определяется системной организацией и механизмом функционирования вышеупомянутых информационных контуров, имеющим четко выраженную рефлексивную природу и проявляющихся через наличие у человека соответствующей, иерархически организованной системы потребностей. С помощью рефлексии (как механизма осуществления обменных операций) человек может, как воспринимать информацию, так и отражать ее вовне, причем:

  • рефлексия биологического контура регистрируется через проявления физиологического, биологического, биохимического и физического свойства;
  • рефлексия социального контура регистрируется через проявления эмоционального, деятельностного, ролевого и поведенческого свойства;
  • рефлексия интеллектуального контура регистрируется через проявления мыслительного, творческого, познавательного и символического свойства;
  • рефлексия психического контура регистрируется через проявления мотивационного, смыслового, ценностно-ориентационного и личностного (психологического и душевно-духовного) свойства.
Удовлетворяя (и продолжая совершенствовать способы удовлетворения) всю иерархию своих потребностей, человек обеспечивает свое существование более конкурентоспособным, чем остальные биологические виды, образом.

Базисом, материальной основой всей иерархии информационных контуров (и вообще - основой физического существования ЧИС) является биологическое тело человека, в котором воплощен биологический контур обработки информации низшего уровня, точнее - данных (результатов «измерений»). Человеческое тело имеет сложную системную организацию и обладает высоким потенциалом адаптивности (приспособляемости к изменениям окружающей среды вплоть до сознательного ее изменения под свои специфику и нужды). Эта системная организация, определяющая строгий порядок и высокий уровень автоматизации процесса функционирования всего человеческого тела, отражена как в структуре отдельно взятой клетки любой ткани любого органа, так и во всем организме в целом.

С момента зачатия и до момента смерти, то, что является физическим телом человека, осуществляет обменные процессы с окружающей средой, в которых постоянно задействованы все системы имеющегося на данный момент организма, все его органы, все ткани, все клетки. Несмотря на то, что развитие человеческого тела начинается с одной, оплодотворенной яйцеклетки (вследствие реализации строго последовательного алгоритма внутриутробной эволюции развивающейся до уровня сложнейшей биологической системы, имеющей многофункциональный характер), каждая клетка человеческого тела, каждый орган и каждая система его организма имеют свою, четко выраженную специализацию.

Весь организм работает как сложнейшая резонансная система приема и обработки информации, поступающей из окружающей среды. Для клетки такой средой является то, что находится за пределами ее мембраны, а для всего организма то, что находится за пределами человеческого тела. Таким образом, весь организм в целом постоянно участвует в обменных процессах (взаимодействует) с окружающей средой.

С точки зрения познающего субъекта, каждый элемент окружающей среды несет некоторое количество информации, воспринимаемой им как посредством специализированных органов чувств, так и в целом - всем организмом. Полученные данные подвергаются обработке всей совокупностью информационных контуров, в результате чего часть из них воспринимается (преобразовывается) в информацию соответствующего уровня иерархии. Тем самым мы подчеркиваем утилитарность информации, привязанность ее к субъекту.

Различная структура тканей организма, отличающихся друг от друга плотностью, конфигурацией клеток и их функциональными свойствами, позволяет органу воспринимать информацию строго определенных свойств, т.е. работать в четко определенном коридоре резонансных колебаний, играя роль приемника (ткани органов и систем), передатчика сигналов (нервные волокна) или оператора по обработке информации и выработке реакции (отделы мозга).

Определяющим в работе тканей-органов-систем при оперировании с поступающей информацией является специфика ядра клеток, выполняющих (по аналогии с компьютером) функции оперативной памяти. По той же аналогии можно сказать, что bios этой системы является ДНК клетки, находящаяся в ее ядрышке и определяющая логику оперирования. Процесс информационного обмена (на клеточном уровне) происходит при активном участии РНК, с помощью которого происходит доставка новой информации из окружающей среды до ДНК клетки. Все процессы на микроуровне происходят весьма быстро и автоматически, несмотря на то, что технологическая цепочка их достаточно сложна, потому что включает в себя реакции разного свойства и характера - биохимические, гормональные, электролитные и др. Мы замечаем их только на макроуровне, по реакциям отдельных органов и систем, с помощью идентификации и интерпретации этих реакций нашим мозгом, и воспринимаем их в виде различных ощущений.

Но это касается только процессов физиологического уровня, объясняющих логику функционирования человека как биологической системы, но еще не объясняет нам, каким образом осуществляется работа других его информационных контуров (наряду с биологическим контуром реализующих функции сознания, с помощью которого человек познает окружающий мир и продуцирует информацию).

Для этого необходимо осмыслить эволюционный процесс развития человека как информационной системы и более глубоко исследовать роль ДНК в этом процессе.

Если принять за постулат утверждение, что главной «задачей» эволюции живой природы является развитие т.н. «мыслящей материи» (т.е. субъекта, оперирующего имеющейся информацией и производящего информацию), то ДНК, безусловно, является носителем таких операторных возможностей. Говоря иначе, эволюция живой природы в явном виде прослеживается через эволюцию ДНК. У человека, по сравнению с другими объектами живой природы, ДНК (в которой записаны и все параметры биологического тела человека, и весь исторический опыт эволюционирования его как вида и адаптации в окружающей среде) имеет более сложную белковую структуру.

По сравнению с другими, находящимися на более низкой ступени эволюционного развития, живыми существами, биологическое тело человека обладает значительным запасом прочности и потенциалом развития[9] и более устойчиво к мутациям. Человеческий организм действительно является венцом эволюции земных существ и именно в ДНК человека заложены (»записаны» с помощью белковых композиций) эталонные характеристики и весь алгоритм эволюции человека как мыслящего субъекта.

Эволюция всех живых существ есть процесс адаптации (приспособления) их под меняющиеся условия окружающей среды и, соответственно, процесс накопления и генетического закрепления навыков и умений по жизнеобеспечению себя и своей популяции (как непременное условие выживания индивида). Механизм адаптации человека отличается от механизма адаптации объектов растительного и животного мира наличием развитого индивидуального и коллективного сознания, позволяющим человеку не только приспосабливаться, но и сознательно, активно-творчески влиять на изменение окружающей среды[10] за счет развития социальной, интеллектуальной и психической сфер своей жизни. Еще раз подчеркнем, что это обусловлено более высокой степенью сложности и более высоким уровнем системной организации его ДНК, которое, собственно говоря, и является тем основным оператором, посредством которого осуществляются логические операции по обработке информации и выработки итоговых «решений» - реакций каждой клетки на изменения в окружающей ее среде.

Последние достижения из области генной психологии, волновой генетики, нейролингвистики и других наук, изучающих информационные аспекты психических, мыслительных и коммуникационных процессов, подтверждают ранее высказанные гипотезы об их волновой, био- и электро-магнитной (полевой) природе.

Вот что, например, пишет автор работы «Теория волнового кода памяти», Лебедев А.Н.: «...Информация в памяти человека закодирована пакетами волн, образуемых согласованной активностью множества центральных нейронов. Импульсы отдельного нейрона, распространяясь по аксону, возбуждают параллельно через синапсы активность многих других нейронов, мышечных или секреторных клеток. Получая ответные импульсы, нейроны втягиваются в согласованную ритмичную активность. Порядок следования импульсов отдельного нейрона во многом случаен, но согласованная активность нейронов, образующих ансамбль, высоко упорядочена, ритмична. Периоды и амплитуда таких колебаний могут изменяться в широких пределах, из-за втягивания в коллективный ритм множества разных нейронов.

Число последовательных импульсов, генерируемых звеном за один период, служит элементарной единицей информации. Эта единица подобна букве в составе слова. Пакеты волн хранят разнообразные единицы информации - признаки объектов восприятия, образы и программы поведения, отвлеченные понятия»[11]

Таким образом, для понимания того, как происходит процесс обработки информации всеми вышеупомянутыми информационным контурами, а не только биологическим контуром. Здесь полезно напомнить о четко выраженных принципах системного устройства организма: клетки объединены в ткани, ткани образуют органы, органы объединены в системы, причем наиболее важным является понимание того, что каждый последующий, более высокий уровень системной организации отличается от предыдущих уровней не только количественно, но и качественно[12].

Изменение качественных характеристик приводит к появлению совершенно других свойств и оперативных возможностей системы, в которой разные уровни системной организации материи отражены в следующей последовательности: ДНК - клетка - ткань - орган - системы органов - организм в целом. Каждый уровень обладает своими частотными (или био-резонансными) характеристиками, от которых зависят и воспринимающая способность и уровень операторных возможностей, т.е. - специфика информационных свойств.

Нельзя сказать, что клетка или орган, обладают собственным разумом, и уж тем более - самосознанием, но все процессы по восприятию информации (в виде «сигналов», понятных клетке или органу на «языке» биохимических, электролитных и био-магнитных реакций), обработке полученных «данных», их интерпретации и выработке реакций-»решений» автоматизированы и определены 4-мя факторами:

  • свойствами ДНК;
  • биологической структурой клетки;
  • функциональными возможностями органа;
  • текущим состоянием компонентов системы и окружающей среды.
Каждая клетка обладает определенным спектром информационных свойств, а «колонии» клеток, объединенные в ткани и органы, обладают (за счет реализации характеристик целостности и иерархичности) более сложным спектром информационных характеристик, позволяющих им воспринимать и обрабатывать информацию более высокого уровня сложности. Если клеточному уровню соответствует информация, изложенная на «языке» биохимических реакций, то тканям (например, мышечной) или органам (например, сердцу) доступны более сложные - электромагнитные сигналы.

Более сложные системы, такие, например, как нервная и гормональная, способны различать сигналы еще более высокого уровня сложности (например, изменения в психоэмоциональной сфере), тем самым, обеспечивая материальный (биологический) базис для реализации информационных возможностей человека на следующем после физиологического - социальном уровне. Причем восприятие и различение сигналов происходит как поступающих изнутри человека (его собственные ощущения и эмоции), так и извне его (эмоции и ощущения других людей).

Мозг же человека, который состоит из нервных клеток с различной специализацией, имеет сложный, многофункциональный и многоуровневый уровень организации своих отделов и призван обеспечивать функции управления организмом, способен воспринимать, различать, интерпретировать информацию и формировать реакции на следующем информационном уровне - интеллектуальном, на котором характер сигналов (информации) качественно отличается от предыдущих уровней:

  • становится возможным восприятие внешних, материальных объектов окружающего мира, причем, не только познание их и различение с помощью органов чувств, но и возможность классификации в виде фиксированного знания (слов, символов и пр.);
  • информация имеет символический характер и высокую степень абстракции, предметными носителями которой являются не только средства ее вербального описания или визуального отображения, но и т.н. «мыслеформы»[13], являющиеся продуктом сознания.
При этом важно отметить, что возможности каждого следующего уровня определяются совокупностью предыдущих и включают весь комплекс реакций, на них происходящих.

Как упоминалось выше, работа «социального» информационного контура отражает психофизиологический и психоэмоциональный уровень реакций человека на внутренние или внешние раздражители, что напрямую связано с такой сферой как чувства. Возникновение чувств[14], обусловлено технологически сложной совокупностью физических, биохимических, гормональных и нейрогуморальных процессов, в которых участвует практически весь организм. И, прежде всего, те его органы и системы, которые отвечают за различные стадии информационного процесса (например, так, как это происходит при телесном контакте мужчины и женщины при наличии эмоций влечения и расположенности их друг к другу):

  • кожа - за тактильные и температурные ощущения
  • нервные волокна - за проведение сигналов в мозг и от мозга к органам
  • мозг - за различение, оперирование и формирование соответствующей реакции тех или иных органов
  • гормональная система - за выделение секретов, возбуждающих те или иные железы
  • надпочечники - за выработку адреналина
  • сердце - за реакцию усиления кровообращения
  • легкие - за учащение дыхания
  • половые органы - за выделение секретов и т.д.
При этом все реакции, происходящие в любом задействованном органе, определяются процессами, которые происходят в его клетках, а оперирование поступающей информацией и формирование ответной реакции происходит непосредственно в ДНК каждой клетки.

При работе интеллектуального информационного контура происходит то же самое: задействуются все предыдущие уровни + реакции происходят на более высоком уровне и основаны на протекании процессов биомагнитного и биорезонасного характера. Чтобы продемонстрировать это, обратимся к такому феномену, как восприятие человеком слов.

Эволюция психики и интеллекта человека нашла свое отражение, прежде всего, на усовершенствовании структуры мозговой ткани и формирования модульных, ассоциативных связей между корой и подкоркой, правым и левым полушарием и между всеми отделами мозга. Эти модули образованы сложной сетью нервных клеток (нейронов), которые могут связываться между собой не только в пределах одного полушария (где процесс передачи сигнала имеет биохимическую природу), но и между разными отделами мозга (где передача сигнала происходит посредством электромагнитных процессов). Запуск тех или иных ассоциативных связей и выработка реакции могут быть вызваны раздражителями совершенно различного класса: от физических (включая звуковое) до абстрактных (включая воображаемые представления).

Бессер-Зигмунд пишет: «На уровне структурной организации мозга тот факт, что мы запоминаем, обрабатываем и используем слова, постоянно образуем новые взаимосвязи, в какой-то степени является результатом работы тела. ...Когда мы слышим, читаем или представляем какое-либо слово, то посредством электромагнитных процессов активизируется сразу несколько цепочек-модулей, происходит запуск т.н. «модульной программы». Действие этих модульных программ распространяется и на те структуры мозга, которые отвечают за управление функциями организма. Таким образом, слова могут вызывать и телесные реакции».[15]

Но также известен и тот факт, что слова являются для человека мощным фактором (едва ли не самым сильным среди других факторов, имеющих физическую природу), влияющим на работу его информационного психического контура, так как оказывают значительное влияние на специфику протекания психических процессов.

Очевидно, что работа информационных контуров взаимосвязана и взаимообусловлена, и что процесс восприятия информации, различения, интерпретации и выработки реакций-»решений» происходит на всех уровнях одновременно, где приоритеты проявления каждого из них определяются спецификой принимаемых сигналов (ситуационного контекста), задающих глубину необходимой проработки.

Поскольку работа информационных контуров интеллектуального и психического уровня имеют тот же базис, что и работа информационного контура социального уровня (наиболее близкого к биологическому), мы также можем утверждать, что в конечном итоге базисом для формирования реакций интеллектуального и психического уровня является ДНК.

Собственно, логику понимания человека как информационной системы, можно изложить с помощью следующей последовательности фактов:



  • каждый человек является носителем уникальной ДНК, являющейся информационно-алгоритмическим базисом клеток его организма;
  • ДНК каждой клетки определяет логику оперирования и формирования реакции по отношению к той информации, которая этой клетке доступна;
  • волновые свойства, присущие ДНК, позволяют клеткам совершать информационный обмен на уровне электромагнитных сигналов, обуславливая возможность оперирования информацией более сложного порядка [чем физическая, химическая, биологическая и пр.];
  • специфика клеток мозга и нервной системы, устроенной по принципу разветвленных и упорядоченных нейронных сетей позволяет совершать более сложные информационные операции, чем весь остальной организм [как по работе с материальными, так и с нематериальными объектами];
  • человек весь, в целом, постоянно участвует в процессе восприятия, обработки информации и выработки реакций-решений, используя различные контуры своего сознания: биологический, социальный, интеллектуальный и психический;
  • организм человека - есть материальный базис (информационная инфраструктура) функционирования человека как информационной системы, назначением которой является адаптация к изменениям окружающей среды.
На основании этого можно утверждать, что сознание человека представляет собой процесс, реализуемый на базе информационной инфраструктуры человеческого организма посредством согласованного функционирования его информационных контуров. В конечном счете, минимальным компонентом этой информационной инфраструктуры является ДНК.

Такой трактовкой понятия сознания снимается целый ряд противоречий, представленных во множестве философских и психологических школ, а также дискуссии о соотношении материального и идеального в теории познания.


Продолжение следует...





[1] Коштоев В.В. Информационные системы и феномен жизни, Тбилиси, 1998.

[2] В научном мире принято считать, что касается души, то «в этом плане человек отличается не столько сознанием вообще, сколько Осознанием самого себя, своей историчности, своей приближающейся смерти». Философский Энциклопедический Словарь, 1994 г., Москва, Изд-во «Прогресс»

[3] Известные эволюционные ступени развития человека земного: Homo-musculis (человек как биологический вид), Homo-socialis (человек как общественное существо), Homo-sapiens (человек «разумный», т.е. как интеллектуально развитый субъект), Homo-spiritus (человек духовный, т.е. как психически совершенная личность).

[4] В данном случае, используя понятие «сущность», мы следуем современной философской традиции.

[5] рассмотрения. Спектр проявления этих «сущностей» подобен спектру проявления темпераментов человека: в каждом человеке проявлены все четыре типа темпераментов, но каждый человек проявляет их по особенному, инидивидуально

[6] В эзотерической традиции существует некий аналог понятию информационного контура, именуемый «тонким телом» человека; принято выделять эфирное, астральное, ментальное и каузальное тела.

[7] Этим сокращением в данной работе мы будем пользоваться для удобства, чтобы много раз не повторять все длинное словосочетание.

[8] Каждый из подчиненных уровней является базисом для следующего

[9] Например, известно, что человек в настоящее время использует возможности своего мозга не более, чем на 10% от имеющегося у него потенциала.

[10] Более подробно о сущности и механизмах адаптации изложено в диссертационном исследовании автора «Социально-психологические аспекты мировоззренческой и нравственной адаптации общества на современном этапе», 2002 г.

[11] Лебедев А.Н. «Теория волнового кода памяти - инструмент для решения фундаментальных и прикладных психологических проблем», Институт психологии РАН.

[12] Это происходит за счет реализации характеристик целостности и иерархичности. См. выше, определение «система».

[13] Мы понимаем под мыслеформами некие до-вербальные, до-образные и до-чувственные представления, отраженные в нейронных структурах устойчиво существующими, но ситуационно проявляющимися, системами артефактов знаний.

[14] В данном случае имеются ввиду не органы чувств, а чувства как переживания. Причем, независимо от того, отражены ли они в сфере физических ощущений или воспринимаются только в качестве эмоций, как реакции психического свойства.

[15] Бессер-Зигмунд К., Магические слова, пособие по психологической самозащите. Изд-во «Питер», С.-Петербург, 1996 г. стр. 18-19.