Комментарии аналитика к IV Международному симпозиуму "Рефлексивные процессы и управление"
Образовательные услуги | Журнал "ТИАРА" | Дискуссионный клуб | Контакты





Rambler's Top100 Rambler's Top100
Вы находитесь здесь: Главная >> Журнал "ТИАРА" >> ТИАРА'2003 >> Комментарии аналитика к IV Международному симпозиуму "Рефлексивные процессы и управление"


Комментарии аналитика к IV Международному симпозиуму "Рефлексивные процессы и управление" Печать E-mail
ТИАРА'2003
Автор: Конотопов П.Ю.   
27.10.2003 03:00

Конотопов П.Ю.

Комментарии аналитика к IV Международному симпозиуму "Рефлексивные процессы и управление"

В период с 7 по 9 октября 2003 г. в Москве под эгидой Российской Академии Наук (на базе Института психологии РАН и Института человека РАН) прошел IV Международный симпозиум "Рефлексивные процессы и управление".

Выдвинутые на обсуждение проблемы охватывали многие аспекты человеческого бытия и деятельности. В частности, на симпозиуме предполагалось рассмотреть индивидуальные и социальные, этические и когнитивные аспекты рефлексии, серьезное внимание уделялось вопросам управления организационными и социальными системами, проблемам общественной (в т.ч. – информационно-психологической) безопасности.

Следует заметить, что теория рефлексивного управления представляет собой специфическое междисциплинарное научное направление, достижения которого широко используются в практике управления сложными системами, в состав которых входит интеллектуальная компонента.

Отсюда и обилие тематических направлений. В частности, в число тем, заявленных организаторами симпозиума, вошли следующие:

1. Рефлексия и этика.
2. Математические модели рефлексивных процессов и рефлексивного управления. Рефлексивные процессы и искусственный интеллект.
3. Рефлексивные процессы в различных сферах деятельности и управления:
* социальное проектирование и развитие, управление обществом, политика, экономика;
* информационные войны, информационная и информационно-психологическая безопасность, массовые коммуникации;
* информатизация общества, системы поддержки принятия решений, организация и поддержка сообществ в Интернет;
* культура и образование, религиозная деятельность и межрелигиозные отношения;
* установление взаимопонимания и доверия между представителями различных народов;
* прогнозирование и нейтрализация различных типов конфликтов в обществе, миротворческая деятельность и др.
4. Стратегия российского развития (рефлексивные аспекты).
5. Горячие точки и горячие проблемы планеты (рефлексивный анализ).

В симпозиуме принимали участие специалисты из России, Белоруссии, Казахстана, Молдовы, Украины, Германии, Канады, США и ряда других стран. Информация о симпозиуме и его участниках была представлена в Интернет по адресу: http://www.reflexion.ru/

Анализ данных об участниках симпозиума показал, что несмотря на обилие представителей из России, в их числе практически не было лиц, обладающих концептуальным влиянием на процессы общественного строительства и государственного управления. Крупнейшие силовые структуры, органы государственной власти и управления, ведущие политические партии и общественные организации, как никто другой, заинтересованные в результатах развития данного научного направления, не направили на симпозиум своих представителей (либо не были приглашены?).

С российской стороны от этой категории потребителей теоретических и прикладных результатов теории рефлексивного управления в симпозиуме приняло участие порядка пяти человек. Лишь двое участников заявили о своей принадлежности к научно-исследовательским учреждениям МО России. Основная же масса участников представляла различные образовательные и научно-исследовательские учреждения гражданского сектора.

Иная картина наблюдалась в делегации представителей США: из восьми участников, заявивших о своем намерении принять участие в симпозиуме, четверо непосредственно связаны с Министерством Обороны США, а еще один – является аналитиком специальной группы по изучению зарубежных вооруженных сил (Foreign Military Studies Office).

Учитывая, что теория рефлексивного управления весьма эффективна при анализе конфликтных ситуаций, разработке стратегий управления и принятии решений в условиях конфликта, ее очевидным применением является решение задач информационного управления в стратегических играх. Слово «игры» здесь не следует понимать буквально – речь идет о широком классе взаимодействий между участниками интеллектуального противоборства. При этом предполагается, что интеллектуальное противоборство имеет место при любых видах взаимодействий субъектов деятельности (будь то военный конфликт или сражение за контракт в бизнесе).

____________________________

Так вот: поверхностный анализ состава участников симпозиума позволяет сделать вывод о том, что российская сторона уклоняется от участия в стратегическом интеллектуальном противоборстве, вернее, не считает необходимым готовиться к участию в этом классе стратегических игр. Не располагая достаточными средствами для развития вооруженных сил, для непосредственного финансового влияния на мировые рынки, Россия отказывается от оружия интеллектуального – единственного серьезного оружия, которое ей действительно по карману.

Силовые ведомства и органы государственной власти и управления РФ по-прежнему отказываются думать за потенциального противника столь же тщательно, как следует думать за себя, они отказываются от использования методологического инструментария рефлексивного анализа. В результате – ставший традиционным для российской политики и экономики недоучет реакции разумного объекта управления.

Очевидно, что российское руководство не намерено использовать научные методы при решении задач стратегического управления, методологически пассивно и занимает выжидательную позицию по отношению к вопросам развития методологии управления.

____________________________

Отдавая серьезнейшие проблемы развития инструментария рефлексивного анализа на откуп энтузиастам, не располагающим достаточными ресурсами для перехода от теоретических исследований к разработке прикладных технологий рефлексивного анализа и стратегического планирования, государство выпадает из числа серьезных игроков геополитического уровня, лишает своих граждан шансов на достойную жизнь.