Skinhead (cкинхед) - еще одно исконно русское слово
Образовательные услуги | Журнал "ТИАРА" | Дискуссионный клуб | Контакты





Rambler's Top100 Rambler's Top100
Вы находитесь здесь: Главная >> Журнал "ТИАРА" >> ТИАРА'2002 >> Skinhead (cкинхед) - еще одно исконно русское слово


Skinhead (cкинхед) - еще одно исконно русское слово Печать E-mail
ТИАРА'2002
Автор: Конотопов П.Ю.   
12.07.2002 03:00

П.Ю. Конотопов

Skinhead (cкинхед) - еще одно исконно русское слово


"Народ без грозы, что конь без узды"
Русская поговорка
 
Историю России последних 15 лет можно без преувеличения назвать историей полигона для проведения испытаний передовых технологий ведения информационных войн. Впрочем, если взглянуть на вопрос шире, то информационные акции различной направленности на территории Российской Империи, а в последствии - СССР велись ровно столько, сколько они существовали. Но одно дело - информационные спекуляции, осуществляемые на примитивном технологическом уровне, а другое - информационные акции деструктивной направленности, вышедшие на уровень современных информационных технологий. Авторы и заказчики акций - это отнюдь не всегда сотрудники зарубежных спецслужб, но, глядя на последствия акций, ловишь себя на мысли о косвенной причастности спецов. Так стало и в случае с беспрецедентной PR-акцией "русские скинхеды"

В прежние времена с их отсталыми телекоммуникационными технологиями такое и помыслить было невозможно: в начале апреля (накануне очередной годовщины со дня рождения Гитлера - 20 апреля) большинство россиян (особенно вдали от Москвы и иных центров активной политической жизни) впервые слышат о скинхедах, а в начале июня - вся страна уже наслышана об этом феномене. Более того, в начале июня страна получает закон о борьбе с экстремизмом (6 июня 2002 г.) и первую масштабную демонстрацию экстремизма на примере футбольного побоища по случаю матча Россия - Япония (9 июня 2002 г.). Заметим, что такая последовательность событий не характерна для нашей страны - раньше стиль законотворческой активности в государстве вполне соответствовал поговорке "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится", а в случае с экстремизмом - нечто особенное.

Есть ли что-нибудь примечательное в том, как тема экстремизма набирала популярность? Попробуем восстановить события начала апреля и разобраться с тем, как тема скинхедов (и экстремизма во всех его проявлениях) попала на первые полосы газет и в программы электронных СМИ...


Первые "резонансные" сообщения о скинхедах и угрозе, исходящей от них, появились в начале апреля. Так, 11 апреля с.г. сетевое СМИ " Газета " сообщило о том, что посольство США в России распространило среди своих граждан, находящихся на территории России, очередной "Доклад о криминогенной обстановке", в котором указывается на угрозу активизации действий скинхедов и членов иных экстремистских группировок накануне 20 апреля, а также 22 апреля, 1 и 9 мая и иных "знаковых" дат. Несколько позже - 12 апреля информационное агентство "Интерфакс " сообщило о том, что зарубежные дипломатические миссии в Москве "получили электронные послания, в которых некий президент скинхедов Иван предупреждает, что его группа расправится со всеми иностранцами в день рождения Гитлера 20 апреля".

Безусловно, не будь нашумевшего инцидента в Царицыно, сотрудники редакций центральных СМИ вряд ли стали бы целенаправленно обращаться к исследованию материалов подобной тематики - она неоднозначно воспринимается читателями, предполагает поляризацию мнений и не оставляет свободы для изложения "особого" мнения. Можно сказать, что эта тема входит в перечень "профессиональных табу" журналистики. С результатами исследований, посвященных, так называемому, "языку вражды" и его проявлениям в прессе можно ознакомиться на сайте информационно-исследовательского центра "Панорама ".

Что же случилось? - Своим началом "рекламная кампания скинов" обязана стереотипному мышлению. Худшие образцы такого рода аналитики - это предсказания в духе "на 22 апреля и 7 ноября жди беспорядки, инициированные красными"... Хорошо еще, что никто не дорос до обобщения... Впрочем, вот достойное продолжение такого пророчества: "... а на 8 марта - инициированные женщинами" (© автора - мой вклад в такую аналитику). Конечно, в ряде случаев такие ожидания оправдываются - не от хорошей жизни люди в форме и без оной такие дни проводят на службе (почему-то такие дни обязательно приходятся на выходные), но на ошибках учатся не одни органы безопасности... Конспирологи (не будем всех мазать одним мирром) быстро учатся - часто быстрее тех, кто с ними борется.

Кем готовятся такие предсказания? - В США таких инстанций много - одна из них - ФБР. Например, после событий 11 сентября 2001 г. аналитиками ФБР (и ЦРУ) предсказывались повторные рецидивы спустя месяц после событий, позже - в преддверии Рамадана и иных дат, предположительно, имеющих символическое значение для тех или иных группировок. Все эти предсказания сопровождались изменением состояния готовности подразделений ФБР, полиции и т.д., а на финансовых рынках наблюдались синхронные колебания котировок акций. Те же стереотипы составили и ядро аналитики в СМИ, однако, следует помнить, о том то, что шаблонность мышления руководителей - это то, что разрушает любое конспирологическое движение (в том числе, способствуя уходу из его рядов маргиналов-адреналинщиков - основы боевых групп), а также о том, что любое движение заботится не только о паблисити, но и о решении иных задач (например, задач сохранения имеющихся и привлечении новых сторонников). Трудно представить себе организацию, готовую тратить все силы на то, чтобы после очередной годовщины казни Сако и Ванцетти собирать под свои знамена новые контингенты взамен поголовно осужденных борцов.


Феномен скинхедов в России действительно специфичен. Это не всегда неофашисты - знак равенства между этими направлениями ставить нельзя, Гитлер отнюдь не всеми организациями введен в пантеон святых, а культ же сатанизма, зачастую связываемый с идеологическими основами движения скинхедов, пока всерьез не прижился (в силу малой распространенности католицизма в России). Иными словами, идеологии скинхедов в России пока нет - есть название .

Последнее утверждение очень важно, поскольку указывает на то, что феномен находится в стадии формирования - отличается повышенной пластичностью, а значит, роль СМИ в формировании облика этой идеологии крайне высока. Вообще, достаточно посмотреть на название, чтобы понять, что этот феномен - вообще детище СМИ.

Коль скоро идеологическая платформа не поддается однозначной идентификации, стоит попытаться подойти к феномену с иной стороны - выяснить, каковы характеристики носителей этих идей... Именно здесь нас ждет сюрприз, поскольку социальные и психологические характеристики представителей этого движени поддаются легкой идентификации. Как правило, это люди с особым отношением к атрибутике в поведении, одежде - именно на эту основу наслоены какие-то идеологические установки. Социальная база - подростки из малообеспеченных семей, не отличающиеся особой привлекательностью девушки (в таких группах распространен культ антиэстетики), а также агрессивные, ищущие признания интеллектуалы (как правило, лишенные шансов на успех в иных кругах). Основная идея - элитизм (какими бы фразами он не обозначался).

Предводительствуемые такими людьми, эти группы дрейфуют в том направлении, которое обеспечивает максимальный резонанс их деятельности при минимальных потерях для участников. Именно поэтому место их действий - толпа (их часто путают с футбольными фанатами). Члены таких группировок знают внешние атрибуты, сценарии, ритуалы, но идею - идею им дают СМИ.

Именно так, подхваченный и растиражированный прессой, факт озабоченности сотрудников посольства США "проблемой скинхедов", приобрел особое звучание. Опубликование этих материалов стало эпохальным событием в истории движения скинхедов. Пресса опять сыграла ставшую традиционной для российской прессы роль - роль катализатора массовых беспорядков. Намеренно или ненамеренно, но факт остается фактом...

Западная пресса давно усвоила, что подача "жареных" новостей - это искусство, что комментарии могут быть только бесстрастными, а попадать в издание или в эфир эти новости могут только с ведома редактора (или автора программы - что случается реже), решающего сложную задачу: обеспечение рейтинга и соблюдение установленной в издании информационной политики. У нас об этом, увы, забывают (редактор-то есть, но качество решения им этой задачи - это тема отдельного разговора). Эмоциональная аналитика в духе передачи "Однако" стала нормой на телевидении (но следует вспомнить, что стилистика таких передач корнями своими восходит к радиокомментатору Фриче, осужденному на Нюрнбергском процессе именно за профессиональную деятельность в период второй мировой войны). Периодические печатные издания не уступают по своей эмоциональности теле- и радио- шоу.


Впрочем, если предположить, что акция "русские скинхеды" - это заказ не внешних, а внутренних политических структур, то вполне уместной становится русская народная поговорка, помещенная в эпиграфе статьи "Народ без грозы, что конь без узды"... Воистину, гроза грянула - пора узду коротить.

Кстати, недавно ВЦИОМ провел опрос москвичей, который был посвящен проблеме отношения к скинхедам. В результате - следующий расклад:

"Сскинхеды - это реальная сила" - 58% от числа всех опрошенных.
"Скинхеды представляют серьезную угрозу общественному порядку" - 63%.
"Скинхеды НЕ представляют серьезной угрозы общественному порядку" - 20%.
"Скинхеды защищают интересы русских людей" - 21% опрошенных.
"Скинхеды НЕ защищают интересы русских людей" - 64%.
"Скинхеды делают то, что должна была бы делать милиция" - 21%.
"Правоохранительные органы Москвы не обращают внимания на скинхедов и даже поддерживают их" - 41%

Каков вопрос, таков и ответ... в том смысле, что часто вопрос содержит в себе и ответ - так обстоит и со многими конъюнктурными "социологическими" опросами. Подобные исследования могут быть построены таким образом, что в результате грамотного подбора оппозиций (пар вопросов) будет получено распределение, отвечающее интересам лиц, инициировавших проведение опроса.

Кстати, в ходе акции опять широко использовался следующий прием: сетевое СМИ СМИ.Ру, учрежденное ФЭП, активно цитируя источники из сетевого СМИ Газета.Ру (того же происхождения), что обеспечивало впечатление существования разброса мнений. Да, кстати, не так давно (3 июля с.г.) было принято решение о том, что Интернет-проекты, входящие в сеть Национальной информационной службы Страна.Ru, передаются в Интернет-дирекцию Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (проекты были разработаны и ранее поддерживались Фондом эффективной политики).