Образовательные услуги | Журнал "ТИАРА" | Дискуссионный клуб | Контакты





Rambler's Top100 Rambler's Top100
Вы находитесь здесь: Главная >> Журнал "ТИАРА" >> ТИАРА'2002 >> Информационно-аналитическая работа как процесс семантической обработки данных


Информационно-аналитическая работа как процесс семантической обработки данных Печать E-mail
ТИАРА'2002
Автор: Пушкашу Д.И.   
27.05.2008 03:00

Пушкашу Д.И.

Информационно-аналитическая работа как процесс семантической обработки данных

Основная задача информационно-аналитической работы (ИАР) состоит в извлечении максимального количества релевантной (относящейся к решаемой задаче) информации из наличествующих или поступающих данных. Необходимость поиска существующих связей между отдельными явлениями, обусловливает появление и развитие аналитических методов. Их использование позволяет осмыслить сущность новых явлений и выразить ее в известных понятиях. Можно утверждать, что возрастание роли аналитической работы в качестве инструмента исследований в социальных науках и управленческой деятельности отчасти может быть объяснено тем, что по мере роста сложности исследуемых или управляемых систем, исследователи все чаще сталкиваются с проблемой отсутствия непосредственного контакта с фрагментом объективной реальности, подлежащим изучению (так обстоят дела в политике, финансово-экономической сфере и многих других сферах деятельности, где существует проблема наблюдаемости)

И хотя исторически сложилось так, что аналитические методы до недавнего времени применялись лишь в технических и естественных науках, на современном этапе развития научной методологии они активно используются в качестве инструмента исследований и в науках социальных. Для того, чтобы в этом убедиться, рассмотрим перечень задач стоящих перед общественными науками в современном обществе:

  • изучение общественной (групповой) жизни людей;
  • научное осмысление и объяснение сложных общественных явлений;
  • формирование сравнительно точных предсказаний относительно тенденций развития событий.

Общественные процессы, изучение которых необходимо для осуществления эффективного управления сложными социальными системами, связаны с анализом такого количества фактографического материала, что на определенной стадии исследования возникает необходимость применения более совершенных способов сжатого (концентрированного) выражения этого материала. Отсюда и все большее сближение методологии общественных и "точных" наук, дрейф к все более широкому применению точных методов.

Прежде всего, аналитическая работа – это процесс семантической обработки данных, в результате которого разрозненные данные превращаются в законченную информационную продукцию – аналитический документ. Процесс семантической обработки данных может быть представлен в виде некоторой последовательности относительно самостоятельных этапов, совокупное описание которых и дает представление о нем в целом. Ниже приведена одна из возможных схем организации процесса ИАР, представленная в виде алгоритмической последовательности процедур:

  1. Сбор фактографических данных. Самый первый и неизбежный этап работы аналитика, вне зависимости от области исследования и изучаемого явления. Здесь необходимо, в первую очередь, четкое определение используемых понятий и максимально обширная источниковая база. Чем большее количество источников привлечено на этапе сбора данных, тем больше шансов на получение в итоге ИАР достоверных аналитических выводов. Здесь следует выделить следующие этапы:
    1.1. Общее знакомство с областью исследования;
    1.2. Определение используемых понятий;
    1.3. Оценка источников информации.
    Оценка источников информации, в первую очередь, подразумевает определение степени доверия к опубликуемой им иформации, что возможно сделать лишь на основе априорной (имеющейся) информации или апостериори (после завершения исследований).
  2. Оценка фактографического материала. В результате ознакомления с полученными данными, аналитик должен отдавать себе отчет в том, что все эти материалы не обязательно относятся к предмету исследования и, как правило, являются субъективным отражением реальной ситуации (состояния, процесса, тенденции и т.п.). Аналитику приходится иметь дело с явлениями, скорее вероятными, чем определенными. Основная задача аналитика на этом этапе состоит в том, чтобы оценить полученные данные, выделить из массы описываемых фактов те, анализ которых целесообразно продолжить.
  3. Раскрытие значения фактов. Как это ни странно, факт, как таковой, несет в себе незначительную смысловую нагрузку, если его не рассматривать в совокупности с другими фактами или дополнительно не указать его значение. Необходимо всячески добиваться наиболее полного раскрытия значения, каждого факта.
  4. Составление общего представления об изучаемом явлении в целом и проверка его правильности. Иными словами, необходимо построить гипотезу о взаимосвязи отдельных фактов, т.е. попытаться свести воедино разрозненные на первый взгляд факты. Осмысление выдвинутой гипотезы носит исследовательский характер. Аналитик «пропускает» гипотезу сквозь призму своих представлений, обусловленных личным опытом и знанием предметной области. Столкнувшись с дилеммой, он начинает перебирать одно за другим представления, воспринимаемые в качестве истин, комбинирует, принимает или отвергает их пока не сочтет возможным остановиться на одном определенном решении. Рекомендуется выписывать предположения, на которых основываются выводы с тем, чтобы в дальнейшем подвергнуть их критическому анализу. Это следует делать, хотя бы по тому, что в процессе письма внимание концентрируется на каждом предположении в течение определенного ощутимого промежутка времени .
  5. Достоверное и ясное изложение результатов исследования . Говоря о достоверности информации, следует подчеркнуть, что именно она имеет первостепенное значение. Недооценка или переоценка фактов может свести на нет всю работу в целом. Что же касается ясности изложения, то здесь необходимо следить за тем, чтобы итоговый документ был написан на языке, доступном пониманию потребителя информационной продукции.

Следует понимать, что в аналитической работе приходится многократно возвращаться к повторению действий, описанных в пунктах 1 - 4. Возможные варианты протекания цикла ИАР представлены на Рис. 1.


Рисунок 1 - Структурно-логическая схема цикла ИАР.


Так, например, при оценке фактического материала (пункт 2) может быть установлено, что собранного материала (пункт 1) недостаточно для проведения качественного анализа. Следовательно, необходимо вернуться к пункту 1 и попытаться найти дополнительные источники информации.

Данная статья дает лишь общее представление об информационно-аналитической работе и может служить в качестве введения в эту область деятельности. Приведенная в представленной работе общая алгоритмическая схема процесса будет детализироваться, и уточняться на протяжении цикла статей, посвященных вопросам автоматизации ИАР.