Образовательные услуги | Журнал "ТИАРА" | Дискуссионный клуб | Контакты





Rambler's Top100 Rambler's Top100
Вы находитесь здесь: Главная >> Журнал "ТИАРА" >> ТИАРА'2002 >> Информационно-аналитическая работа и модель мира эксперта-аналитика


Информационно-аналитическая работа и модель мира эксперта-аналитика Печать E-mail
ТИАРА'2002
Автор: Конотопов П.Ю.   
27.05.2002 03:00

Конотопов П.Ю.

Информационно-аналитическая работа и модель мира эксперта-аналитика

Существование и жизнедеятельность любого живого организма неразрывно связана с информационными процессами. Любые формы жизни с момента их зарождения вовлекаются в процесс утилизации информации. Если в качестве цели существования организма или системы таковых рассматривать решение задачи поддержания гомеостаза (поддержание состояния, обеспечивающего необходимый уровень комфорта), то информационные процессы автоматически приобретают статус базисных. Однако очевидно, что среднестатистическому человеку по духу более близка формула "не хуже, чем в предшествующий момент времени", что - само по себе - предполагает уже не только оперативную реакцию на изменение ситуации, но и необходимость реализации прогностической функции.

Успешное решение задач сбора, интерпретации и утилизации информации позволяет организму или системе таковых вырабатывать адаптивные алгоритмы поведения. Как видно из приведенных рассуждений человеку, как организму, для которого характерны более сложные механизмы адаптации (адаптация с предсказанием), на каждом этапе своего существования приходится решать задачу предсказания состояния сложной иерархически упорядоченной совокупности объектов и систем. В число таковых входят:

  • объекты, которыми он оперирует;
  • собственно субъект прогностической деятельности и прочие субъекты и объекты его уровня иерархии;
  • субъекты и объекты системы более высокого уровня.

Рассмотрим состав подобной иерархической системы более детально. В качестве первого приближения можно выделить следующие компоненты системы, в которой протекают информационные процессы:

  • мир или некоторый его фрагмент, как объект познания;
  • организм (система организмов), как познающий субъект;
  • инструментальная подсистема познающего субъекта.

Безусловно, предложенный перечень может (и должен) подлежать дальнейшей декомпозиции - но об этом несколько позже. Существенной чертой приведенных в перечне компонентов является их "очевидность" даже на обыденном уровне. С менее явными компонентами дело обстоит иначе - их существование чаще всего не воспринимается как неотъемлемая компонента системы "субъект - инструментарий - объект" и в большинстве случаев изымается из рассмотрения. Наиболее распространена точка зрения, относящая эти - неявные - компоненты к системам высшего уровня (как если бы они были внешними по отношению к системе). К этим неявным компонентам чаще всего относят:

  • модель мира, как объекта познания, формулируемая познающим субъектом;
  • модель познающего субъекта, как такового, им мыслимая;
  • модель инструментальной системы познающего субъекта.

В качестве веского аргумента в поддержку такой позиции используется ссылка на теорему К. Геделя о неполноте, постулирующую возможность сформулировать в рамках некоторой аксиоматической системы утверждение, проверка которого на основе аргументов и правил этой системы является невозможной. Предполагается, что модель мира, которой оперирует субъект при взаимодействии с реальным миром, представляет собой систему аксиом более высокого уровня и не может быть оценена из системы субъекта.

Автор статьи не ставит перед собой задачи развенчания одного из авторитетнейших математиков и логиков XX века. Речь идет об ином: неуместные спекуляции любым - даже таким справедливым - положением не идут на пользу науке. Слишком часто методом апелляции к авторитету пресекаются любые попытки включить в рассмотрение при ведении анализа сообщений, генерируемых человеком, модель мира источника сообщения. Возникает странная ситуация: ученые, весьма последовательно отстаивающие тезис о принципиальной познаваемости мира, при переходе от рассмотрения объектов реального - материального - мира к рассмотрению его модели утрачивают свою приверженность декларируемым принципам.

Между тем, модель мира познающего субъекта, выступающего в той или иной социальной роли, всегда являлась объектом практической деятельности, так называемых, "ловцов человеков" (более позднее название - "инженеры человеческих душ"). Причем "строгие" и "точные" науки с удивительной легкостью уступили эту отрасль "шарлатанам-психологам" и практически не претендуют на то, чтобы "откупить или отвоевать" у них эту территорию. В результате учеными-практиками достигнуты серьезные успехи в области создания и совершенствования методов и методик модификации модели мира познающего субъекта (а значит - модификации его поведения, поступков), а по убеждению, укоренившемуся у многих представителей "точных" наук, системы строгого, научно-обоснованного анализа свойств этой модели - будто и создано быть не может. Существуют разрозненные методы, достоверности результатов которых верят "условно" (со многими оговорками и ссылками на низкую точность результатов). В эту группу попадают методы лексического и контент- анализа текстов, психологического тестирования, различные методы анализа знаний (пассивные и активные - в том числе: экзамены и прочие процедуры анализа знаний, включая и те, которые осуществляются не на добровольной основе).

Но ведь, очевидно, что существуют эмпирические методики экспресс-анализа модели мира субъекта, которыми пользуются гадалки, вымогатели денег, шантажисты… Не раз и не два автору статьи приходилось выслушивать рассказы о злоключениях от знакомых и сослуживцев, в которых (за много лет профессионального и дружеского общения) трудно было заподозрить потенциальных жертв мошенничества. А тут - некая чумазая особа за считанные секунды умудряется "раскусить" и "раскрутить по полной программе" авторитетного ученого, знающего инженера или практичную женщину!? Вне всякого сомнения, что здесь задействуется некоторая система индикаторов, позволяющих с достаточной для решения практических задач точностью восстановить конфигурацию наиболее существенных компонентов модели мира.

Прикладная значимость методов выявления таких индикаторов и установления их связи с теми или иными особенностями поведения человека чрезвычайно велика. Собранные в единую систему, они способны дать владельцу этого методологического аппарата практически неограниченную власть над прочими людьми - интеллектуальную власть. Сегодня за право быть причисленными к разряду методологических систем, обеспечивающих возможность непроизвольной модификации модели мира мыслящего субъекта борются: риторика, психология успеха, нейролингвистическое программирование, теория информационных войн и психологических операций, public relations (если это можно назвать методологической системой) и многие другие, как последовательные, так и эклектичные научные и практические направления.

Препятствиями на пути таких методологических систем являются: развитые навыки информационно-аналитической работы и целостность мировоззрения (как модели мира, а не только совокупности философских постулатов).

 


Так что же есть информационно-аналитическая работа?

Информационно-аналитическая работа (ИАР) - это специфический вид мыслительной деятельности человека, связанный с извлечением из некоторого массива входных данных информации (нового знания). Специфика этого вида мыслительной деятельности заключается в недопущении субъектом ИАР неконтролируемой, спонтанной модификации собственной модели мира в результате воздействия потока входных данных.

Модель мира субъекта познания - есть активно использующаяся им для выработки управленческих решений совокупность приобретенных в результате накопления и анализа индивидуального и социального опыта представлений о сущностях и процессах реального мира. Модель мира субъекта познания представляет собой целостную динамичную систему представлений, в которой в зависимости от ситуационного контекста субъект способен выделить множество формально изолированных модельных фрагментов.


С точки зрения информационно-аналитической работы наибольший интерес представляют собой следующие фрагменты модели мира субъекта:

  • модель фрагмента реальности, являющегося предметом мыслительной деятельности;
  • модель познающего субъекта, мыслимая им самими (познающий субъект совпадает с объектом познания);
  • модель инструментария сбора данных, мыслимая познающим субъектом;
  • модель источника сообщения.

В процессе аналитического восприятия массива исходных данных познающий субъект в различные моменты времени осознанно фиксирует или модифицирует различные фрагменты своей модели мира. При этом наряду с переработкой данных, непосредственно затрагивающих интересы субъекта в области практической деятельности, познающим субъектом должны подвергаться анализу и те фрагменты данных, которые непосредственно не связаны с решаемой управленческой задачей. Например, те приемы, которые используются источником сообщения для усиления воздействия на получателя сообщения.


Однако эти вопросы и закономерности не являлись предметом внимания автора в ходе работы над данной статьей - внимание его сконцентрировано на данных выше определениях информационно-аналитической работы и модели мира познающего субъекта. Более подробному рассмотрению проблемы, походя затронутые в статье, будут подвергнуты в последующих публикациях на эту тему.