Образовательные услуги | Журнал "ТИАРА" | Дискуссионный клуб | Контакты





Rambler's Top100 Rambler's Top100
Вы находитесь здесь: Главная >> Дискуссионный клуб >> Правила Клуба


Сообщение как инструмент модификации модели мира Печать E-mail
ТИАРА'2002
Автор: Конотопов П.Ю.   
27.05.2002 03:00

Конотопов П.Ю.

Сообщение как инструмент модификации модели мира

В настоящее время в средствах массовой информации (СМИ) доминирует модель подачи новостей, которая может быть охарактеризована концептуальной установкой "новости, как поток событий". Согласно этой модели, любая новость - это событие в ряду прочих равно значимых событий, при том, что в качестве события может выступать все, что угодно (реальные изменения, намерения, высказывания). Но, какая бы модель не использовалась СМИ, потребителю новостей не следует путать новость и факт. Нужно иметь в виду, что новость, поступающая к потребителю, - это, прежде всего, сообщение, представленное в терминах естественного языка неким источником новостей. А значит, не только факты, но и специфический подбор терминов, образов, несущих эмоциональную окраску, отпечаток личности источника новостей, ее целей, предпочтений и т.д. То есть - некое субъективное отражение некоторого фрагмента реальности, поступающее к потребителю (аналитику) в виде сообщения абстрактной формы.

Коль скоро в предыдущем абзаце появилось слово "аналитик", необходимо определить, что именно под этим словом понимает автор. Итак, в широком смысле аналитик - это индивид, в процессе обработки сообщения допускающий лишь осознанную модификацию своего модельного мира, выступающего в качестве отражения некоторого фрагмента реальности. То есть, аналитик - это не обязательно лицо, в чью профессиональную обязанность вменяется выполнение анализа информации... Для аналитика новость, сообщение - это, прежде всего, "катализатор", запускающий аналитические процессы, предшествующие изменению модели мира потребителя новостей.

Человек - существо прагматичное... На протяжении множества веков люди, то и дело, пытаются кого-то в чем-то убедить, что-то доказать. Одни пытаются перекроить других так, чтобы стало лучше (не обязательно тем, кто подвергается переделке). Но разве часто при этом человека правили с помощью физического воздействия на него? Самые серьезные исторические события были инициированы словом, образом... Лозунг, крылатая фраза часто резко меняли судьбы, ломали карьеры или возводили на пьедестал общественного признания, заставляя людей изменить свое мнение, поведение - часто даже вопреки их собственным интересам... Все мы - авторы сообщений, конструкторы чужой реальности - особенно, те, кто занимается воспитанием и обучением.

Пытаясь сконструировать в голове потребителя сообщения новую модель реальности, автор сообщения в состоянии воспользоваться рядом специфических приемов, упрощающих решение этой задачи. Многие из этих приемов намного старше тех языков, на которых мы сегодня общаемся, но действуют они при этом практически безотказно. Без умения своевременно распознать эти приемы человек беспомощен перед вооруженным знанием шарлатаном. Многие приемы, призванные усиливать воздействие сообщений на их потребителя, были рассмотрены еще в работах Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) "Поэтика" и "Риторика", а также многих других философов античности. Но это не значит, что и того ранее, эти приемы не использовались в древнейших племенах или в стаях животных - просто приемы совершенствовались и оттачивались.

По этой причине при рассмотрении новостей внимание аналитика должно быть средоточено, в том числе, и на выявлении характера изменений модели мира их потребителя, которые могли быть запрограммированы источником сообщений, на анализе приемов, которые используются для этого. Это важно потому, что анализ распределения акцентов в сообщении позволяет сделать выводы о тех его аспектах, которые по тем или иным причинам выделены или - наоборот - маскируются автором. Чрезвычайно важен анализ умолчаний, используемых автором при построении аргументации, - правы были виднейшие теоретики сцены - нет ничего красноречивее молчания. Важен потому, что система умолчаний, выявленная в результате анализа, способна сказать о целях больше, чем все декларации (конечно если известно, какие сведения доступы были источнику сообщения на этапе его синтеза )!

А это значит, что в ходе анализа сообщения аналитик должен попытаться осуществить реконструкцию состояния модели мира источника сообщения, которая была актуальна на момент генерации этого сообщения. Отсюда - задача рефлексивного анализа (анализа, основанного на предположениях аналитика о знаниях источника).

Аналитическая работа - это такая работа, при которой детали очень значимы, но именно деталей-то, как правило, и не хватает. А значит - время, потери времени. Это приводит к тому, что всякая действительно значимая новость - лишь элемент или несколько элементов в сложнейшей мозаике, которую в жизни никто не старается тщательно укомплектовать (в отличие от случая с покупкой коробки с "пазлами" - новорусское слово, происходящее от английского puzzle - головоломка), а наоборот - норовят сыпать дозированно и вперемешку с деталями других головоломок. Ибо фраза "слушайте, и не говорите, что не слышали", как нельзя лучше выражает заинтересованность любого деятеля от политики или экономики и в том, чтобы правда прозвучала (пресловутая честность политика), и в том, чтобы услышали эту правду лишь те, кто никак не мог не услышать (потому что ждал и сам нашептывал).

К сожалению, большинство из нас уже перешло к такой модели потребления сообщений, при которой не то что новость - даже детективная повесть не в состоянии запустить аналитическое мышление. Надпись на обложке, свидетельствующая о том, что под обложкой - детектив, заставляет капитулировать без боя - все равно не угадаешь (да и не коровку-кормилицу проигрываем в конце-то концов!). А ведь проигрываем... и часто проигрываем больше, чем имеем. Заметим лишь, что в начале ХХ в. дети во всем цивилизованном мире бредили такими героями, как Следопыт, Холмс, отец Браун, капитан Немо, инженер Сайрус Смит (в СССР это благостное состояние затянулось до середины 80-х), а сейчас - дети того же возраста (включая детей тех счастливых читателей Ж.Верна) килограммами поглощают книги жанра "фэнтези" и смотрят мультики "Покемон", "Сэйлормун" и прочие весьма своеобразные произведения. Результат - гремучая смесь инфантильности, развращенности и практицизма.

Прогресс, технологическая революция, новый этап в развитии цивилизации... Та - уходящая - культура была более аналитична. Именно в недрах той культуры начало зарождаться все более резкое разделение на аналитично и примитивно мыслящие слои населения, на тех, кто действительно может управлять ситуацией и тех, кто бессилен что-либо изменить.

Попробуем вместе, шаг за шагом, восстановить утраченное аналитическое мышление... Вчитаемся в новости, как в увлекательный детектив - детектив, в котором - вполне возможно - и для нас и для наших детей уже отведена какая-то роль.


В этой статье перечислены лишь некоторые из тех задач, которые приходится решать аналитику в ходе восприятия новостей. Прямо скажем - это очень малая часть. Более того, сами приемы анализа не описаны... Но, будем считать, что несколько элементов мозаики из коробки выпало... дальше - работа аналитика.